РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Высокопреосвященнейшего Аристарха, митрополита Кемеровского и Прокопьевского, главы Кузбасской митрополии пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Кемеровской и Прокопьевской епархии:

IMG_9040

Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри, честные инокини, боголюбивые миряне, братья и сестры!

«Христос рождается, славите; Христос с небес – срящите».

Святая Церковь зовет нас славить родившегося Господа, встречать Его. Почему она говорит «рождается», а не «родился» или «родится» и зовет «встречать» Грядущего с небес? Ведь Христос уже родился. Тайна воплощения Сына Божия уже совершилась и принесла свои долгожданные плоды, потому что мы соединены со Христом святой верой и таинствами.

Бесспорно, Христос уже жил на земле, и мы будем прославлять Его явление в мир. Мы уже привились навсегда к животворящей лозе – Господу Иисусу Христу через благодатное таинство Крещения. Нам следовало бы не искать Его, а носить в своем сердце.

Однако мы не умеем хранить это счастье единства нашего с Христом. «Как пчела летит от дыма, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – так и Христос не может обитать в неочищенном сердце, какое мы часто днями, месяцами, годами носим в себе, забывая о раскаянии во грехах и даже не желая замечать их в себе». Святая Церковь и напоминает нам, что Христос вновь должен рождаться в нашем сердце, когда оно лишается Его из‑за своих скверн.

Для того, чтобы Христос вновь и вновь рождался и обитал в нашей душе, Церковь установила времена, в которые и ум, и сердце наши, отрываясь от вихря суеты житейской, возносились бы к Нему, нашему Спасителю и Господу, очищались бы покаянием и украшались чистыми мыслями и добрыми делами.

Когда в городе или доме ожидают высокого гостя, то прежде всего чистят город или дом и украшают его. По примеру Моисея и Илии, сорокодневным постом приготовлявшихся к чудесным богоявлениям на Синае и Хориве, нам Святой Церковью заповедан перед праздником Рождества Христова сорокодневный пост, как средство к очищению нас от порабощения страстям и греху.

Откуда первоначально грех? От невоздержания наших праотцов. Адаму и Еве было заповедано Господом Богом не вкушать от дерева познания добра и зла. Господь предупредил прародителей, что они смертью умрут, если нарушат Его волю. Диавол же, искушавший первых людей, сказал им другое: если вы вкусите от этого запрещенного дерева, то будете как боги. Первые люди и впали в грех от непослушания воле Божией, от невоздержания.

Откуда в нас различные похоти и страсти? Тоже от невоздержания. Поэтому и надо исповедью, покаянием, молитвой побеждать в себе грехи невоздержания. Делами милосердия надо приготовить дар своей души родившемуся Богомладенцу.

Православная вера в Сына Божия, воплотившегося для спасения нашего, есть крепкий фундамент и оплот нашего упования и благополучия на земле и в вечной жизни. Она дает нам смысл жизни, указывает на вечную цель ее, укрепляет в скорбях и болезнях.

В 2015 году мы вместе отмечаем дату 1000‑летия со дня блаженной кончины святого благоверного и равноапостольного князя Владимира. Почему мы чаще всего связываем житие и служение этого угодника Божия с событием Крещения Святой Руси?

Кем был Владимир до принятия Крещения? Жестоким правителем. Он был причиной гибели многих невиновных людей. Жажда власти, денег и наслаждений была главной целью его жизни. Что произошло после того, как в крещальные воды погрузился князь Владимир? Его жизнь изменилась. Он перестал быть жестким и злым. Он стал правителем, которого народ в умилении и радости сердечной называл Красное Солнышко.

Что же произошло с ним? Почему он те ясные и понятные цели и ценности, которые исповедовал как правитель государства, изменил на другие? Потому что с Крещением он в свой раз ум и в свое сердце принял Христа; вместе с Крещением принял новую систему ценностей, столь радикально отличающуюся от той, чем жил, во что верил, ради чего боролся до того.

Что же лежит в основе новой системы ценностей, которой святой Владимир отдал разум, душу и жизнь, желая, чтобы вслед за ним весь народ приобщился к ней? Это евангельское слово, а в центре евангельского послания – одно и самое главное слово: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной и семейной жизни, любовь как основа жизни общественной и даже государственной.

Богу было угодно, чтобы именно человеческая способность разделять свою жизнь с другими легла в основу человеческого бытия, в основу самого главного закона, по которому только и должна устраиваться личная, семейная и общественная жизнь.

Что происходит в обществах, когда исчезает закон любви, когда начинается борьба за свои частные интересы – политические, экономические, национальные, классовые или социальные, когда эти интересы и ценности становятся самыми главными? Идет борьба не на жизнь, а на смерть, и разрушается ткань человеческого общения, а там, где должна была быть взаимная поддержка, любовь, солидарность, гармония, появляются человеческий хаос и беспорядок.

Церковь провозглашает миру: нет другого пути для развития мира и человеческой цивилизации, для благополучия любого человеческого общества, кроме закона любви и проистекающей из любви солидарности, взаимной поддержки, гармонии и мира.

Всему этому мы научены от Киевской купели, от святого князя Владимира. Именно он прозрел тайну человеческого бытия и счастья, оказавшись от жестокости и властолюбия, от всего того, что еще недавно вдохновляло его поступки. Князь Владимир переосмыслил всю жизнь и дал нам великий завет любви и единства.

Возлюбленные архипастыри, отцы, братия и сестры, чада Православной Церкви в Кузбассе! Призываем вас творить с добрым расположением дела милосердия – помогать больным, сиротам, немощным, одиноким, всем нуждающимся в вашей помощи. Будьте ревностны к службе Божией, совершаемой в храме. Молитва объединяет нас, утверждает в любви Христовой и укрепляет в сознании, что мы являемся чадами единой матери – Церкви Русской! Молитвой и добросовестным трудом содействуйте изменениям, направленным на обновление духовных, нравственных, культурных и всех иных сторон нашей жизни. За все благодарите Господа и возносите усердные молитвы о ниспослании нам, грешным, новых Божественных милостей.

Пусть наступившее новое лето будет для жителей нашего шахтерского края летом благоприятным, годом благости Божией, утешений и радостей!

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter