О духовном значении прошедшей Недели о мытаре и фарисее рассказывает иерей Роман Закиров, руководитель Отдела культуры Кемеровской епархии:

1e9b5dc5a7a437638956aeca9a7a695f

«Каждый день в Православной Церкви – праздник. Потому что каждый день мы прославляем память того или иного святого, вспоминаем то или иное событие Священного Писания, церковной жизни. Поэтому, придя в храм, вы всегда услышите добрые слова: «С праздником вас!».

Прошедший воскресный день – особый праздник в духовной жизни каждого христианина, так как этот день именуется Неделей о мытаре и фарисее. Это одна из первых подготовительных седмиц к Великому посту. Пост еще не наступает, но в Церкви уже начинают читаться постовые песнопения. Но самое главное – за воскресной Литургией читается евангельское повествование, в котором рассказывается о мытаре и фарисее – двух людях, которые пришли в храм помолиться. Мытарь – это сборщик податей, человек, который считался грешным человеком, потому что помимо должной нормы он собирал сверх того, тем самым унижая и обирая людей. Поэтому в иудейском обществе он считался самым грешным. Фарисей – вроде как благочестивый человек, исполняющий полностью Закон, Писание, соблюдающий Божии заповеди. Поэтому фарисеи считались праведниками. Когда оба этих человека пришли в храм, то мытарь стоял на коленях в самом дальнем углу церкви и бил себя в грудь: «Боже, милостив, буди мне грешному». Он осознавал свое падение, состояние, и просил, чтобы Господь простил его. А этот мнимый праведник, фарисей, подошел поближе к алтарю и молился такими словами: «Господи, благодарю Тебя, что Ты дал мне эту жизнь. Я соблюдаю пост, зарабатываю на жизнь, моя семья в достатке, жертвую всем. Господи, благодарю Тебя, что я не такой, как тот мытарь».

Для чего Священное Писание, Церковь представляет нашему вниманию именно этот отрывок на первую подготовительную седмицу к Великому посту? Для того чтобы мы духовно вступили в дни поста праведно, не обманывая самих себя. Мы не должны возвышать себя над окружающими людьми, даже если социально мы являемся выше других. Но пред Богом мы все равны. На страшном суде мы будем стоять на одной ступени, независимо от того, был ты царь или раб. Поэтому нужно внутренне достойно держаться: правильно, праведно, не возвышаясь над другими. Из Священного Писания мы узнаем, чью молитву в итоге Господь воспринял. Мытаря. Он осознавал факт своего падения. Он пытался исправиться, пытался работать дальше над собой, совершенствоваться. Так должен поступать каждый христианин, работать над собой.

Мы должны научиться видеть свои недостатки, потому что, когда мы видим только свои достоинства, то начинаем не просто радоваться за себя, но и унижать своими достоинствами тех, кто находится рядом с нами. Это самое страшное. Это будет ложный пост, если мы начнем молиться, поститься с таким мировосприятием: «Я праведный, я спасся, а пост для меня диетический момент». Нет же. Пост для того и дан, чтобы мы через тело смирили наш дух, который пытается возгордиться и вознестись над всеми людьми. Да не будет так. Господь дает нам еще дни жизни, еще эти радостные литургические моменты, когда мы можем понять и осознать, что в нашей жизни не так. Тому пример – евангельское повествование о мытаре и фарисее.

Дай Бог каждому из нас в эти дни правильно вступить в Великий пост, правильно расставить приоритеты: не превозноситься, но возлюбить ближнего. Храни и укрепляй вас всех Господь».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter