О том, наследуют ли души животных Царство Небесное, рассуждает клирик прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Кемерово диакон Сергий Сизов:

20150217084547

«Спасется ли мой кот, пес или любое другое домашнее животное? Что на этот счет говорит православное богословие? Однозначного ответа на этот вопрос в догматическом учении Восточной Церкви нет. И вот почему. С одной стороны, мы видим, что в Эдеме – месте жительства Адама и Евы, были животные, которым Адам нарекал имена. Они были сотворены по божественной любви, потому что Бог, как некая Чаша, избыточествовал любовью. И эта любовь искала себе источник выражения. И весь мир стал таким источником. Но вследствие грехопадения страдание вошло в мир, поэтому-то этим грехом больше всего тяготится Адам, а через него люди, животные и растения.

Пророк Исаия говорит о том, что после Пришествия Христова во второй раз, после того, как будет Страшный суд, лев ляжет рядом с ягненком, и не будет между ними никакой вражды, не будет деления на хищников и травоядных, будет мир между всеми. Это аргументы в пользу того, что животные все-таки будут в Раю. Но, с другой стороны, мы должны сказать о том, что душа животного – это не то же самое, что душа человека. Потому что душа человека несет на себе печать образа Божия. Это и есть печать вечности. Сотворенный Адам был ни смертен, ни бессмертен. Но Бог дарит ему бессмертие в причастии Иисуса Христа, и в соединении с Ним, с Божеством, Который вечен. А животное не может сочетаться с Богом. Потому что душа животного не может вместить в себя Божество никоем образом и не несет на себе печать образа Божьего. Она является той душой, которая находится у животного в крови. Когда животное умирает, кровь исчезает, и душа животного исчезает навсегда. В этом смысле, например, святой старец Силуан Афонский говорил о том, что не следует привязываться к животным, потому что это то, что очень близко к природе, как дерево, трава. И нет никакого смысла привязывать свою душу к этим тленным явлениям.

В то же время некоторые могут спросить: если животное когда-то родилось и страдало здесь, в этой жизни, не достойно ли оно после смерти получить радость? На этот вопрос можно ответить следующим: животное не страдало так, как страдаем мы, потому что душа животного не была поражена грехом внутренне, не была им расколота, как душа человека. Поэтому земное бытие для животного совсем не то же самое, что земная жизнь для нас с вами. Душа животного не расколота грехом в отличие от нас – наследников Адама. Наша душа, действительно, испытывает агонию от грехопадения, поэтому земное бытие нам кажется несравненно более тяжелым, чем животным, поскольку они не испытывают этого греха на себе по-настоящему, онтологически. Животные тяготятся им как бременем вместе с нами, но нельзя сказать о том, что страдания их равносильны страданию человека.

Поэтому, отвечая на вопрос о том, спасутся ли животные, следует сказать, что, скорее всего, они не спасутся. Но, вместе с тем, скорее всего, животные будут в Царствии Небесном. Это будут не те же самые животные, что были у нас. Потому что душа животного не хранит на себе отпечатка личности, как наша душа. Каждый человек индивидуален. Но душа животного, хотя и отличается по некоторым внешним признакам, на самом деле не обладает образом Божиим для того, чтобы сохранить в себе вечное бытие, вечную жизнь».

 

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter