О необходимости прощения тех, кто нас обидел и значении Великого поста рассказывает митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, глава Кузбасской митрополии:

mitropolit-Kemerovskii11

«Если Вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6, 14-15).

Эти слова Священного Писания, которые мы слышали во время Евангельского воскресного чтения в этот день, ясно и определенно говорят нам, братья и сестры, об очень важном для всех нас: чтобы стать причастником вечной жизни и получить от Бога прощение многочисленных грехов своих, мы обязаны прощать нанесенные нам обиды, оскорбления со стороны ближних, окружающих нас людей. Это неотъемлемое и основное условие спасения для каждого христианина. Для того, чтобы наша земная жизнь получила оправдание на суде Божием, от человека требуется только одно – доброе произволение. Если бы Господь требовал от нас милостыни, поста или молитвы, мы могли бы сказать: «Чтобы творить милостыню, надо иметь достаток; чтобы соблюдать пост, нужно иметь здоровье; чтобы пребывать в молитве, необходимо иметь время». Здесь же требуется только одно – желание спастись».

Всем нам необходимо поспешить воспользоваться этим нетрудным условием спасения – простить друг друга и не омрачать сердце тенью вражды или неприязни к ближнему.

Очень часто, к сожалению, заповедь Божия о прощении бывает для нас наиболее трудновыполнимой, потому что грех самолюбия овладевает нашим сердцем и не позволяет ему раскрыться навстречу ближнему.

Бог обязательно наказывает памятозлобие и гнев, ибо Он Сам сказал: «Что Вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (МФ. 25, 10), ибо, «питая гнев на ближнего, они собирают себе гнев на день гнева» (Рим. 2,5).

Только тогда мы заслужим милость пред Господом и получим прощение собственных многоразличных грехов, когда сами будем милостивы к своим ближним. Ибо «суд без милости не оказавшему милости» (Ин. 2, 13). Потому и Церковь Христова призывает нас прежде, чем приступить с молитвой к Богу о прощении своих грехов, простить своего ближнего.

Чрезвычайно важно и обязательно необходимо для достижения блаженства в будущей жизни получить оправдание перед Богом поступков земной настоящей жизни. Ведь все земные горести и радости пройдут, и каждого из нас неминуемо постигнет Суд Божий, что подтверждает Святое Писание: «Все мы предстанем на Суд Христов» (Рим. 4, 10), и правосудие Божие определит нашу участь навеки.

Всемилостивый Бог, желая всем людям спасения, снизошел Своей благостью к падшему человеку – грешнику и «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Ибо «не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ин. 3, 16-17).

Ежедневно и многократно мы взываем к Богу: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6,12). Однако, не бывает ли так, что язык прощает, а сердце нет? «Но глас твой, — поучает блаженный Августин, — человек слышит, а совесть твою зрит Бог» (ЖМП, 1974, №2, с.37).

Грех памятозлобия представляет опасное препятствие на пути ко спаснию. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует об этом следующим образом: «Возлюбленные, ни о чем не будем так стараться, как о том, чтобы быть свободными от гнева и примирить с собою тех, кто враждебно относится к нам, зная, что ни молитва, ни пост, ни приобщение к таинствам, ни другое что подобное не в состоянии будет защитить нас в день суда, если мы будем помнить зло, не погрешит потому тот, кто называет этот грех тягчайшим из всех грехов. Ни от чего так не отвращается Бог, как от человека злопамятного и хранящего гнев» (ЖМП, 1974, №2, с. 37).

Начиная спасительное поприще Великого Поста, Церковь Святая призывает нас очистить свою душу трудами покаяния, чтобы со светлой радостью и чистым сердцем достойно встретить великий праздник Воскресения Христова.

Покаяние – это настолько великий дар, данный Господом человеку, настолько великая милость Божия к согрешающим, что святые отцы назвали его вторым Крещением. Однако и этот бесценный дар Божий мы часто, по своему неразумию, делаем бесплодным. Одной из причин, препятствующих истинному Покаянию, является осуждение. Происходит это потому, что греху осуждения мы не придаем большого значения, считая его чем-то незначительным. Но Священное Писание и учение святых отцов говорит нам, что грех осуждения настолько велик, что он один может лишить нас Жизни Вечной, когда как неосуждение людей может ходатайствовать о прощении многих грехов. Например, преподобный Иоанн Лествичник говорит:  «Некоторые явно впадали в великие согрешения, но больше добродетели совершили втайне; и те, которые любили осуждать их, обманулись, гонясь за дымом и не видя солнце» (ЖМП, 1989, №3, с. 43).

Человеку не дана от Бога власть судить нравственное или духовное устроение своего ближнего: «Мне отмщение, Аз воздам» (Рим, 12. 19), — говорит Господь. Внутренний мир ближнего является величайшей тайной, известной только единому Богу. Нам не познать полноты всей жизни человека, однако мы зачастую берем на себя смелость судить о его целом жизненно-духовном устроении. Путь человеческого спасения, совершаемый Промыслом Божиим, также составляет величайшую тайну, сокровенную от нас. Часто путь спасения состоит во многих падениях и восстаниях, потому что иначе мы не могли бы осознать своей немощи и смириться. Но это не значит, что человек уже находится на пути погибели, ибо здесь совершается спасительный Промысл Божий, ведущий человека к очищению. Поэтому никого не следует осуждать.

Мы не имеем права никого осуждать еще и потому, что нам неизвестен конец жизни человека. Бывают случаи, когда человек может погрузиться в бездну греха и беззакония, но за короткое время принести такое глубокое покаяние, какого мы, быть может, не принесем за всю свою жизнь. Преподобный Исаия утверждает: «Кто осуждает грешников, тот изгоняет из себя покаяние», (ЖМП, 1989, №3, с.44). Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Одно осуждение может нас погубить совершенно, ибо и фарисей за это осужден был Богом».

Господь да помилует и спасет всех нас, укрепит в добре, здравии и милосердии, чтобы с чистым сердцем подготовить себя к Пасхе, главному христианскому празднику нашей Святой Церкви!

Аминь.

(Проповедь митрополита Аристарха в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье). 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter