2 октября 2016 года в Концертном и Николаевском зале Зимнего дворца в Санкт-Петербурге прошло торжественное закрытие выставки «Византия сквозь века» — одного из главных культурных событий Года Греции в России и России в Греции. В церемонии закрытия приняли участие генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский и ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий.
К участию в церемонии закрытия были также приглашены настоятель церкви Спаса Нерукотворного Зимнего дворца протоиерей Владимир Сорокин и председатель секции реставрации и сохранения культурного наследия Российского творческого Союза работников культуры А.М. Одинцов.
Перед торжественным мероприятием куратор выставки Ю.А. Пятницкий, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока, провел экскурсию для архиепископа Амвросия и рассказал ему о наиболее интересных из представленных иконах и мозаиках.
Одновременно в Концертном зале, расположенном рядом с выставочным пространством, прошел концерт мужского хора Духовной академии под управлением чтеца Марка Качанкина. Под сводами Эрмитажа, в зале, где хранится рака святого Александра Невского, прозвучали древние церковные песнопения, в том числе, на греческом языке.
Церемония закрытия собрала деятелей культуры, жителей и гостей города. Обращаясь к собравшимся, Михаил Пиотровский отметил, что «торжественно закрываются в Эрмитаже только те выставки, которые важны, и с которыми очень трудно прощаться». По словам директора музея, выставка «Византия сквозь века» привлекла особое внимание, поскольку на ней были собраны уникальные предметы искусства из многих музеев и монастырей Греции. Около 60 метров стен экспозиции занимают только византийские иконы, некоторые некогда единые иконописные комплексы впервые за долгое время были объединены в рамках этой выставки в Эрмитаже.
М.Б. Пиотровский поблагодарил владыку Амвросия и хор духовной академии за проявленное внимание и участие в закрытии выставки. Он напомнил о том, что в сентябре 2015 года был подписан договор о сотрудничестве между Государственным Эрмитажем и Санкт-Петербургскими духовными школами. В рамках этого договора студенты и преподаватели академии смогли, в частности, посетить экспозицию «Византия сквозь века».
«Экспонаты выставки уедут, но память о них останется, как навсегда останется в этих стенах память о песнопениях, которые подарил нам сегодня замечательный хор Духовной академии. Мы будем продолжать наше сотрудничество и помнить, что его важным этапом было торжественное закрытие выставки византийского искусства», — сказал директор Эрмитажа.
Архиепископ Петергофский Амвросий выступил с ответным словом.
В завершение церемонии закрытия Алексей Одинцов в знак общественного признания заслуг в области сохранения духовного наследия Византии вручил почетный диплом XVIII Кирилло-Мефодиевских чтений Юрию Пятницкому, который много лет сотрудничает с Кирилло-Мефодиевскими чтениями и, по словам Алексея Одинцова, является одним из интеллектуальных вдохновителей реставрационных процессов, которые ведутся, в частности, в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.
Выступление мужского хора Академии торжественно завершило официальную часть мероприятия. В Николаевском зале для всех желающих была продолжена экскурсия и перед чудотворной иконой XIV-XV веков «Богоматерь с Младенцем «Хозовиотисса» или «Мавромата»», впервые привезенной в Санкт-Петербург на выставку из монастыря на острове Аморгос, владыка ректор вместе с хором совершил молитву. Посещение Эрмитажа завершилось совместной фотографией всех участников торжественной церемонии закрытия выставки.
Выставка «Византия сквозь века» прошла в Государственном Эрмитаже с 25 июня по 2 октября 2016 года и была организована совместно с министерством культуры и спорта Греции. Представленные в рамках выставки экспонаты охватывают весь период существования византийской культуры — с первых веков до падения Константинополя в 1453 году. Это фрагменты напольных и настенных мозаик, фрагменты фресок, бронзовые литургические сосуды, перегородчатые эмали, уникальная двухметровая шитая шелком плащаница XIII века из Фессалоник, иллюминированные рукописи X-XV веков, живописные иконы XII — середины XV веков, к которым добавлена уникальная мозаичная «Богоматерь Эпискепсис».