14 декабря 2016 года в Православном Свято-Тихоновском богословском институте прошла конференция «Страдание и особенности оказания помощи страдающим людям в церковной и светской практике».
В форуме приняли участие психологи Московской службы психологической помощи населению, психологи МЧС, представитель проекта «СО-действие», психологи, преподаватели и студенты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Конференция проводилась совместно с Московской службой психологической помощи населению Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
«Осмысление страдания необходимо каждому человеку, никто из нас его избежать не может, — подчеркнул в своем выступлении на форуме председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. — Когда мы рождаемся, мы плачем. Немногие умирают спокойно. Нет таких людей, которые не переживали бы страданий. Много людей, которые страдают рядом с нами. Как научиться состраданию и милосердию, но при этом не выгореть и не впасть в уныние? Эти вопросы особенно актуальны для тех, кто занимается помощью людям профессионально: священников и психологов. Нравственные страдания тяжелее физических, и некоторые люди, которые переживают такие страдания, находятся на грани безумия, психических болезней и депрессий». Председатель Синодального отдела задал участникам конференции вопрос: в чем причина того, что современные люди так сильно страдают и как научиться преодолевать страдания?
Первый докладчик декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский выразил сомнение в том, что от страдания вообще нужно бежать. Отец Павел посвятил свой доклад истории обезболивания. По его мнению, человек стремится к душевному обезболиванию точно так же, как стремится избежать боли физической. Привыкание к отсутствию боли приводит к тому, что минимальное страдание может обернуться для человека катастрофой.
«Браки распадаются из-за обид по мельчайшим бытовым поводам. Подростки кончают жизнь самоубийством, получив плохую оценку в школе или не обнаружив достаточного количества лайков под своими фотографиями в соцсетях, — рассказал протоиерей Павел Хондзинский. — Кроме того, стремление избегать любой боли ведет к одиночеству, ведь общение даже с самыми близкими нам по крови и по духу людьми неизменно чревато болью и страданием. Акт соприкосновения физического или душевного всегда потенциально чреват для меня либо собственной болью, либо необходимо принять в соображение чужую боль, то есть со-страданием, которое есть, в свою очередь, страдание для меня самого». С этой точки зрения, по мнению отца Павла, «человек анестезированный», если у него не получается обезболить акт общения, предпочитает отказаться от него совсем.
Доклады, представленные на конференции, были посвящены деятельности государственных структур в сфере оказания психологической помощи, способам облегчения страданий человека через сопереживание другим, светским и церковным практикам помощи страдающим.
Во время обсуждения выступлений владыка Пантелеимон высказал мнение о том, как можно помочь страдающему человеку. «Говорить с человеком о страдании лучше тому, кто сам страдал, кто знает, каково это. Говорить со страдающим можно тогда, когда мы видим путь выхода из этого страдания, когда мы готовы со-страдать ему, — сказал глава Синодального отдела. — Но разделять такие чувства можно не всегда. Не стоит разделять с человеком состояние уныния, депрессии, тоски или обиды, не всему можно сочувствовать».
У практикующих психологов, которые постоянно работают, в том числе, с воцерковленными людьми, возник ряд вопросов к епископу Пантелеимону. В частности, они спрашивали, можно ли привлекать к работе над психологическими проблемами людей их духовников и что делать, если советы духовника противоречат рекомендациям специалиста; как работать с кризисными семьями, как относится к тому, что верующие люди отказываются использовать определенные психотерапевтические техники, например, не могут работать с «субличностями» — то есть «разделять» свое «я» на несколько носителей разных социальных ролей. Глава Синодального отдела ответил, что для христиан свойственно понятие целостности души, ее неделимости и даже «простоты». И посоветовал всем интересующимся этим вопросом познакомиться с наследием святых отцов: Аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, в произведениях которых, хотя они и жили в разное время, представлен единый взгляд на то, что такое человеческая душа.