Четвертый воскресный день Великого поста Церковь посвятила преподобному Иоанну Лествичнику.
Сведений о жизни преподобного отца, широко почитаемого в христианском мире, а особенно — среди монашествующих, до нас дошло достаточно мало. Сириец по происхождению, родившийся, предположительно, в Константинополе, провел свою жизнь в монашеском делании на горе Синай. Вероятное место рождения объясняет то, что святой Иоанн получил в юности прекрасное образование.
Известно о преподобном и то, что на путь монашеского делания он вступил уже в юности, отказавшись от карьерных перспектив и временных благ — в 16 лет Иоанн принял монашеский постриг на горе Синай. Египетская гора привлекала внимание православных аскетов с III века — времени зарождения христианского монашества. Известно, что во времена преподобного Иоанна в этих местах спасались несколько десятков подвижников.
Иоанн вверил свою волю авве Мартирию — одному из самых авторитетных и духовно опытных подвижников эпохи. Иоанн стремился подчинить свою волю духовнику настолько, будто пребывал в послушании у самого Спасителя. Несмотря на высокое образование, преподобный был смиренен и кроток в отношениях с братией, никогда не превозносился ученостью.
После смерти своего духовника преподобный удалился в долину Фола у подножия Синая. Здесь он пребывал в подвиге и безмолвии на протяжении сорока лет. Главными занятиями Иоанна были богомыслие, молитва, пост и труд: преподобный взращивал огород, который и кормил подвижника.
По истечении удивительной четыредесятницы преподобный Иоанн Лествичник стал игуменом горы Синай. Его духовный авторитет был бесспорным среди всей братии и египетских подвижников. Незадолго до своей кончины (ориентировочно в 606 году) Иоанн назначил себе преемника и вновь удалился в место своего многолетнего подвига, предавшись безмолвию. Предание Церкви считает 30 марта днем преставления преподобного.
Еще при жизни игумена горы Синайской сравнивали с Моисеем, вождем ветхозаветного израильского народа И если первый Моисей, Ветхозаветный, лишился Горнего Иерусалима, не дойдя до земли обетованной, то второй Моисей, Лествичник, достиг Небесного Города.
Главным трудом преподобного Иоанна является книга «Лествица», по наименованию которой святой и получил свое прозвище. Книга эта является опытом святого по восхождению души человека от греховных устремлений к Источнику Жизни — Богу. В «Лествице» подробно рассмотрены все страсти, с которыми приходится сталкиваться человеку в своей жизни. Предложен в книге и опыт уврачеваниях этих душевных язв человека, живой и действенный опыт преподобного Иоанна Лествичника.
Вечером 25 марта, в канун четвертой недели Великого поста, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх в сослужении причта Знаменского собора совершил Всенощное бдение в кафедральном храме.
За Божественной Литургией в соборе Высокопреосвященному архипастырю сослужили протоиерей Александр Гусаков, настоятель собора, протоиерей Виталий Макаров, ключарь собора, протоиереи Сергий Семиков, Даниил Голоднов, иерей Евгений Шостак, благочинный церквей II Прокопьевского округа, иерей Петр Хить, диаконы Вячеслав Ланский, Аркадий Тишкин, Дмитрий Саломатов и Дмитрий Востриков.
После прочтения Евангелия митрополит произнес проповедь.
Проповедь после запричастного стиха, посвященную преподобному Иоанну Лествичнику произнес протоиерей Даниил Голоднов, настоятель храма Архангела Михаила д. Береговая Кемеровского района.
По окончании Литургии митрополит Аристарх поздравил всех с воскресным днем, причастников — с принятием Святых Христовых Таин, а именинников — с днем тезоименитства.
За богослужениями пел архиерейский хор кафедрального собора под управлением Жанны Владимировны Чеботаревой.
В день сугубого прославления преподобного Иоанна Лествичника, процитируем здесь небольшое поучение из его «Лествицы»:
Бог не есть ни виновник, ни творец зла. Посему заблуждаются те, которые говорят, что некоторые из страстей естественны душе; они не разумеют того, что мы сами природные свойства к добру превратили в страсти. По естеству, например, мы имеем семя для чадородия, а мы употребляем оное на беззаконное сладострастие. По естеству есть в нас и гнев на древнего оного змия, а мы употребляем оный против ближнего. Нам дана ревность для того, чтобы мы ревновали добродетелям, а мы ревнуем порокам. От естества есть в душе желание славы, но только горней. Естественно и гордиться, но над одними бесами. Подобным образом естественно душе и радоваться, но о Господе и о благих деяниях ближнего. Получили мы и памятозлобие, но только на врагов души нашей. По естеству желаем мы пищи, но для того, чтобы поддержать жизнь, а не для сластолюбия.
Пресс-служба Кузбасской митрополии
Фото — Юрий Юрьев