В период празднования 300-летия промышленного освоения Кузбасса продолжаем цикл публикаций, подготовленных Информационно-просветительским отделом Кемеровской епархии в партнёрстве с порталом «Приходы» в рамках проекта-победителя Конкурса малых грантов «Православная инициатива»
В сегодняшнем материале своими мыслями о служении священника на угледобывающем предприятии делится протоиерей Аркадий Рахов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского на шахте имени Рубана в Ленинске-Кузнецком.
Кузбасский характер
У нас много особых храмов, которые построены на предприятиях угольной промышленности: на шахтах, обогатительных фабриках, разрезах. Горняки могут молиться в храмах, часовнях или молитвенных комнатах, которые объединяют шахтёров в одну семью. Кузбасс и все его жители так или иначе связаны с угольной промышленностью. Кто-то трудится в забое, кто-то на поверхности, у кого-то родные связаны с угледобычей, чьи-то династии тесно связаны с этим трудом. Всё это определяет уклад жизни нашей малой родины: труженик спускается в шахту ради своих ближних и дарит людям тепло угля вместе с теплотой своего сердца.
Шахтёрский труд – очень тяжёлый. Познакомившись с ним, я понимаю, что его сложно с чем-то сравнить или сопоставить. Это жертвенное ремесло является настоящим служением человека своему Отечеству.
Спуститься под землю, возвысившись духом
Даже на своём небольшом опыте я убедился в том, что после спуска в забой мировоззрение и мировосприятие серьёзно меняется. В шахте тебя окружает мгла, но рядом с тобой находятся те люди, на которых ты можешь рассчитывать. Вместе с Богом они становятся единой надёжной опорой, кроме них тебе больше никто не сможет помочь.
Для меня спуск в забой связан с перезагрузкой личных духовных переживаний. Находясь на глубине сотен метров, человек понимает, как он на самом деле доверяет Богу. Вернувшись на поверхность, сложно не возблагодарить Бога за белый свет, за встречу с родными и близкими.
Общины горняков
Мне поручено окормление нескольких храмов, выстроенных непосредственно на угледобывающих предприятиях. Костяк этих приходов составляют именно те люди, которые изо дня в день спускаются в забой. На них можно положиться.
Если для человека важна вера в Бога, то движущей силой жизни становится любовь. Не правила, не законы, а любовь, которая проявляется во взаимоотношениях со всеми людьми. Начало моего служения здесь ассоциируется у меня с погружением в атмосферу теплоты от общения с горняками. Окормляя шахтёров, я убедился в том, что одно из важных качеств людей этой профессии – умение благодарить Бога за Его любовь и милосердие, которое они ощущают в своей жизни.
Чудеса шахтового храма
Преподобный Серафим Саровский говорил такие слова: «Не каждому человеку дано участвовать в строительстве и созидании храма». Царь Давид молился Богу, надеясь построить величественный храм, но Господь судил совершить это дело его сыну, Соломону. Но за тех, кому Промысл Божий помог воздвигнуть святыню, Церковь сугубо молится на каждой Божественной литургии, как за «строителей, благоукрасителей и жертвователей храма». Невозможно не отметить, что огромное количество храмов построено угольщиками или при их непосредственном участии.
Когда возводили храм преподобного Сергия Радонежского на шахте имени Рубана я неоднократно становился свидетелем самых настоящих чудес. Например, однажды нам привезли бетон, в который забыли положить цемент. То, что удалось заметить эту ошибку уже поздней ночью, я считаю самым настоящим чудом: всё удалось исправить и предотвратить все последствия, которые могли доставить серьёзные проблемы в будущем.
Не иначе, как чудом я воспринимаю то, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси удостоил наш приход великой чести, передав общине частицу мощей небесного покровителя храма – святого Сергия Радонежского. С того момента Преподобный молится вместе с нами.
У нас в храме есть паникадило, которое весит 350 килограммов. Когда его поднимали под своды церкви, монтажные цепи стали рваться под нагрузкой. Тогда для его крепления решили использовать большие шахтовые цепи. Так часть шахты стала частью храма.
Выстроенные на угольных предприятиях храмы простоят ещё долго, и. в них будут возноситься тёплые молитвы о создавших их шахтёрах и всех тружениках отрасли.