Ведущий: Здравствуйте, Елена. Расскажите, пожалуйста, как давно существует программа, проект помощи пожилым людям при Социальном отделе епархии, и как такое направление родилось?
Елена Ушатая: Здравствуйте. Наш проект, действительно, долгосрочный и существует уже 11 лет. Его зарождение началось, благодаря поддержке гранта Президента Российской Федерации, когда наш главный идейный вдохновитель Жилинская Нина Константиновна, которая раньше была завидущей многопрофильной больницы и организовывала здравоохранение, пришла к выводу, что хочет оставить управленческую должность в данном учреждении и продолжить творить добро, только уже без бюрократии и всяческих внутренних перипетий.
И так как Нина Константиновна очень талантливый человек и врач, она сказала, что точно знает — пожилым людям на дому нужна помощь, она это видит, как человек, организующий здравоохранение. И с этого момента мы начали разрабатывать проект. Как раз в стране только зарождалась грантовая поддержка, и «Национальный благотворительный фонд» объявил конкурс, в котором мы решили себя попробовать, собрались командой, написали и получили первый миллион. Он пошёл на то, чтобы закупить необходимое оборудование, материалы по уходу, обучить специалистов. Тогда было обучено 25 первых патронажных сестёр и, конечно, мы выбрали лучших, тех, кто готов к этому труду, потому что некоторые пересмотрели своё мнение о том, что смогут ухаживать за кем-то и видеть немощи другого человека. И вот только тогда мы приступили к этой деятельности.
Ведущий: Можете сказать, насколько актуальна эта проблема в городе Кемерово? Есть какие-нибудь цифры, данные, которые бы говорили о том, что данная проблема реально требует большого внимания?
Елена Ушатая: Эта проблема действительно очень актуальна у нас, иначе бы мы не получали такую поддержку из разных фондов в виде грантов, за счёт которых мы осуществляем проекты. Вот, например, когда мы обращались за статистикой в Управление социальной защиты, то получили данные о том, что с 1 января 2022 года на учёте стоит 6300 маломобильных людей, и это только в городе Кемерово, и из них около 720 человек являются вообще одинокими. Также специалисты социальной защиты сами часто обращаются к нам — взять каких-то подопечных, в том числе и по организации гигиенического ухода. И так мы понимаем, что эта помощь очень востребована и необходима в нашем обществе.
Ведущий: Хорошо, понятно. Расскажите ещё о тех организациях, которые вам помогают, благодаря кому вам, в свою очередь, удаётся помогать людям?
Елена Ушатая: Мы существуем за счёт поддержки некоммерческого сектора, это — благотворительные фонды. Например, уже четыре проекта поддержаны Фондом президентских грантов, три проекта — Фондом «Соработничество» — это конкурс «Православная инициатива»; получаем региональную поддержку от консолидированного бюджета, когда учувствуем в их конкурсах, и ежегодную субсидию от города Кемерово, чтобы обеспечить проезд для патронажных сестёр и закупить гигиенические средства, их выходит большое количество. Ну, и, конечно, не будем умалять значение пожертвований от граждан, тех, кто неравнодушен и старается нам помочь. В последний раз нам большую помощь оказала служба «Милосердие», которая собирает пожертвования от людей, кооперирует их и нужную сумму направляет на поддержку организаций. Мы обратились к ним за помощью первый раз в том году, и они нас очень хорошо поддержали, выделили средства на заработные платы патронажным сёстрам, а ведь люди — это самое важное, они несут тяжёлый труд, взаимодействуя с нашими подопечными.
Сразу скажу, что подопечные очень непростые: это — бабушки часто старше 70 лет, у некоторых уже процентов на 30 есть дементные изменения, и психические процессы у многих, в связи с такой вынужденной изоляцией, это -повышенная агрессивность или депрессия. Патронажной сестре приходится не только прийти и помочь принять гигиенические процедуры, но и как-то подбодрить человека, успокоить, внести позитивную нотку. Особенно, если человек насмотрится телевизора, что всё плохо, война, пандемия, и надо его успокоить, что он не умрёт сегодня, или что, если это произойдёт, нужно научиться спокойно к этому относиться.
На сестёр ложится очень большая нагрузка и вот как раз служба «Милосердие» оказала помощь, когда у нас не было весомой поддержки от грантов, поэтому нам очень важно, чтобы люди поддерживали данное служение. Для тех, кому интересно всего, 150 рублей дают возможность провести целый час качественного ухода за пожилым человеком, не просто сесть рядом, сказать: «Какая вы несчастная», — и потом уйти, а именно оказать активный уход на протяжении всего часа.
Ведущий: Расскажите ещё пожалуйста, в чём конкретно заключается ваша помощь пожилым людям?
Елена Ушатая: За эти 11 лет количество людей, которым мы оказали помощь, подходит уже к полутора тысячам, и у нас долгосрочный уход. Во-первых, наш проект включает подготовку людей, которые ухаживают: очень важно иметь какие-то навыки, но, тем не менее, любой человек, который неравнодушен к другим, может прийти к нам, и мы поможем его подготовить. Опыт в этом плане у нас колоссальный: есть и обучающие видеоматериалы, и методические материалы, и опытные патронажные сёстры, которые покажут, как всё делается. Когда человек приходит, мы его подготавливаем, смотрим, на что он способен, что он может принять, а что не может. У нас даже есть такое внутреннее правило — подбирать подопечных под патронажных сестёр и наоборот, чтобы они подходили друг другу по темпераменту. Ведь конфликт может возникнуть там, где для него не было почвы, а просто не сошлись характерами, и это очень важный момент, с которым работает и Нина Константиновна как врач-консультант, и наша старшая патронажная сестра. Они стараются, если конфликт возник, погасить его и подобрать нужных людей к нужным людям. Ещё проект позволял готовить и волонтёров, в том числе, тех, кто может какой-то свой час посвятить какой-нибудь бабушке, например, сводить её к врачу.
Постепенно мы увеличивали масштабы и стали расширять свою деятельность и на дома престарелых, потому что увидели, что персонал там тоже несёт свой подвиг. В престарелых домах большое количество бабушек и дедушек, человек бывает и 30, и 40. Персоналу качественно заниматься со всеми просто невозможно. Плюс многие со своими нарушениями психическими и когнитивными, и мы стали ходить заниматься с ними для улучшения их когнитивных функций, или для их поддержания.
Это, вообще, отличительная особенность нашей организации, что мы не просто оказываем физическую помощь людям по уходу за их телом, но и стараемся именно продлить их жизнь и улучшить её качество. В том плане, чтобы человек и мыслительно понимал, что с ним происходит, и память не терял так быстро, ведь находясь в изоляции ты не можешь социально с кем-то общаться, обмениваться мнениями, использовать свои речевые навыки, часто даже моторикой своей не пользуешься, думаешь: «А зачем? Я никому не нужен, я незначим». И человек начинает депрессивно переставать существовать. Он настраивает себя на это, а тем временем его тело продолжает жить, но оно уже настолько пассивно, что человек как будто жить и не хочет. И как раз задача нашей службы направлена на то, чтобы дать им некий источник переосмысления, чтобы их внутренние мировоззренческие, депрессивные настроения менялись на что-то позитивное и доброе. Возможно даже в чём-то поучаствовать, например, один из проектов, грант, который мы сейчас выиграли, «Домашняя забота» — это выездная служба паллиативной помощи, там мы будем учить пожилых арт-терапии, чтобы люди могли даже в отсутствии патронажной сестры что-то воплотить, какими-то красками воспользоваться и этим улучшить свою жизнь. Важно, чтобы для них был не только телевизор. Плюс мы работаем и с моторикой.
Сёстры работают и с теми, у кого интеллект сохранился хотя бы частично и есть уже дементные процессы: например, тренируют их пальчики, потому что пальцы очень связаны с речью и мозговой деятельностью. Делают с ними пальчиковую и дыхательную гимнастику, особенно это было актуально в процессе пандемии, чтобы не застаивались лёгкие. У пожилых, которые маломобильны, часто образуются фиброз естественный и воспаление лёгких, у лежачих больных они возникают очень часто именно на фоне лёгочной недостаточности.
В том числе, работаем артикуляционно, чтобы у пожилого человека сохранялась чёткая речь. К нам, бывает, обращаются родственники и жалуются, что пожилой человек мямлит и непонятно говорит, и это как раз указывает на то, что когнитивные функции человека начинают очень страдать и ему необходима сторонняя помощь. Вот этим и стараются заниматься патронажные сёстры, и, благодаря поддержке ещё и внешней, люди, видя, что это важный труд, присоединяются. У нас есть те сёстры, которые успевают работать и на светской работе, и нести какую-то часовую нагрузку у нас, чтобы поучаствовать в добром деле.
Ведущий: А что сделать, чтобы этими пожилыми людьми занимались не только организации как ваша, но и те, на ком лежит долг родства?
Елена Ушатая: Мы очень стараемся работать над тем, чтобы родственники тоже не уклонялись от ухода за своими близкими. У нас есть долгожители, которым больше 90 лет, их пятеро, если я правильно помню. И не у всех из них есть те родственники, даже самые близкие, дети, которые хотят ухаживать за своими родителями, они их оставляют, уезжают в другие города. Всегда легче как будто заплатить кому-то или обратиться в соцзащиту, чтобы пришли и поухаживали за твоим близким, но не самому уделить время. Это тяжело, конечно, когда видишь своего родственника в таком вот пассивном состояние, и он не такой уже активный, не приносит тебе пользу, как это было раньше. И мы в наших уже последних проектах стали делать выезды на дом, смотреть и помогать родственникам улучшить уход и показать, что вот здесь вы тратите избыточно много усилий и из-за этого расстраиваетесь и раздражаетесь на своего близкого, а вот здесь надо наоборот просто изменить немного уход, и самочувствие у вашего пожилого близкого улучшится, и вы будете радоваться, что наконец-то поняли, что с ним делать.
Нужно отметить, очень частой ошибкой, по нашим наблюдениям, бывает неправильное питание для пожилого человека, например, варят кашу и думают, что ей, в основном, и будут кормить. Но, на самом деле, у пожилых людей, особенно маломобильных, очень часто возникает белковая недостаточность с возрастом, а если человек ещё и лежит — пролежни ему обеспечены. Не следят и за водным балансом, мало поят морсиками и соками пожилых людей, и из-за этого у них водный и солевой баланс неправильно выстроен, больше возникает опасность, чтобы что-то начало развиваться дополнительно. Много пожилому человеку не надо, просто давать маленькие порции, но, чтобы это была качественная еда и особенно важно, чтобы она была и белковая.
Ещё родственники обращаются уже тогда, когда у пожилого человека появились пролежни, и мы обнаружили такие ошибки: во-первых, вообще не переворачивают, ну, только раз в 5 часов подойдут и перевернут. Но представить просто себя, лежащего на одном боку 5 часов, и то всё затечёт, а тут пожилой человек, у которого ткани травмируются, опрелости образуются, и, конечно, это недопустимо, хотя бы раз в час надо переворачивать пожилого человека. А если есть противопролежневый матрац, что очень рекомендуется, его нельзя выключать на ночь, и очень часто его как раз отключают, чтобы не шумел и не мешал спать, и получается, за ночь начинается образовываться пролежень и постепенно, незаметно, он превращается в рану. Или, бывает, путают, например, пролежень, где идёт омертвение кожи и необходимо хирургическое вмешательство, с тем, который заживает.
Есть такие ошибки, и мы, когда приезжаем консультировать на дом к тем, у кого есть маломобильные близкие, стараемся всегда сразу посмотреть на всё и гигиенические средства скорректировать, их сейчас очень много создано, и с этим нет проблем, чтобы найти то, что даст необходимую профилактику для пожилого человека. Также настраиваем родственников, что нельзя бросать, ведь это же ваш близкий человек, и сам близкий человек хочет, чтобы ему оказали внимание именно его близкие люди, он ведь всю жизнь свою на них положил и так на них надеялся, а тут получается, что его взяли и бросили, это, конечно, очень печальная картина.
Ведущий: Это и есть паллиативная помощь, которую оказывает пожилым людям Социальный отдел?
Елена Ушатая: В российской практике это достаточно новое понятие, но, в зарубежной оно было уже введено давно. По-моему, у нас только с начала 20 века данное понятие ввели. Что касается «паллиатива», то здесь затрагиваются все сферы человеческой жизни, и физическая, и духовная. В паллиативной помощи очень важно не просто позаботится о теле человека, ведь зачастую человеческое тело страдает именно из-за терзаний его души. И, знаете, сразу видно, что те подопечные, которые находятся в депрессии, тяжёлом расположение духа, болеют тяжелее и чаще; а те, кто чувствует свою нужность, которые более «радужные», весёлые, они всё легче переносят, и у них меньше проблем со здоровьем, даже при одинаковых показателях и одинаковом возрасте, если сравнивать людей по диагностике.
Паллиативная помощь заключается в том, чтобы мы не только им помогли в бытовом и гигиеническом уходе, но и в психологическом. Это, в том числе, и такие тяжёлые вопросы, которыми задаётся каждый человек, особенно пожилой: «А что будет, когда я покину этот мир?», «Что вообще со мной будет?».
Мы духовно их готовим перед смертью, чтобы человек не боялся и при этом никуда не торопился, относился к ней спокойно. Этот возраст, особенно уже старше 70, если у человека есть возможность самоанализа, это как раз время некоего духовного творчества, соединение наконец-то с Творцом. Ты всё время суетился: то дети там, то внуки, то какие-то проблемы, ипотеки и так далее, а тут вот раз — и жизнь останавливается. И в этот момент она открывается для того, чтобы всё переосознать: «кто я был всё это время?», «а что я сделал важного?», «как я мог прожить, а как прожил?», «а хорошо ли я прожил вообще? Многое происходит у пожилого человека, часто вспоминаются негативные моменты.
Мы с ними стараемся говорить: «Смотрите как у вас хорошо вот это произошло в жизни», или «Как у вас светло и хорошо дома», «Какая вкусная у вас сегодня шарлотка на столе». Стараемся что-то позитивное подчеркнуть, направить на позитивный лад переосмысления их жизни и постепенно подводить к внутреннему покаянию, если их что-то гложет, или к духовному обновлению через исповедь причастия, у нас всегда есть возможность пригласить священника к пожилому человеку, чтобы он мог с ним пообщаться и залечить духовные раны. Сейчас уже остаётся только не осуждать никого и не роптать. Видно даже, что Господь даёт болезни, и люди вроде лежат и мучаются, но Господь ждёт от них последнего духовного творчества, такого движения кверху, здесь вот уже закончилось самое основное, осталось воссоединить свой дух, чтобы покинуть этот мир в радости.
И вот паллиативная помощь предполагает и эту психологическую подготовку, и духовную подготовку, это целостное понятие, неотделённое. Человека невозможно разделить: мы вот здесь вот будем только за его телом ухаживать, чтобы у него чистенько было, пыли тут не было, и всё, ему этого достаточно. Нет! Зачастую подопечные не замечают, что у них находится вовне, они как раз очень страдают из-за того, что у них внутри. И это некому излить, никто не готов к тому, чтобы прийти и слушать. Часто дети говорят: «Вот опять своё заладила, то у неё было, это было», — и не готовы слушать, а пожилой человек, конечно, сникает. Ему хочется всем этим поделиться, он хочет быть чем-то значим, а тут он, получается, обнаруживает для себя, что он всё прожил зря, что зря вот этих детей родил, и это очень тяжёлые мысли.
И в нужный момент патронажные сёстры, если пожилой человек готов говорить об этом и как-то располагаться, стараются об этом с ними разговаривать и радовать своих подопечных.
Также мы и с детками ездим в наших проектах «Воскресные школы» на разные праздники с духовными песнопениями, чтобы и бабушки там военные песни попели. У нас даже одна подопечная 94 лет в пляс почти бросилась, если можно так сказать, при физическом состоянии этого возраста.
Многие мечтают дожить до 100 лет, 120, но вот вопрос качества, как ты эти годы живёшь, это очень важно. Об этом редко задумываешься, пока ты молодой, но, когда первые звоночки происходят, начало процесса старения, тогда уже понимаешь, что ведь не вечно будешь таким здоровым и прыгающим, что-то может произойти, и вот тут надо быть готовым к переосмыслению своей жизни. Мы готовим пожилых людей к такому моменту, неизбежному для каждого из нас, к которому надо подойти достойно.
Ведущий: Спасибо, Елена, за ваши ответы и уделённое нам время.
Беседовала Анастасия Фунтикова
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter