Руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Кемеровской епархии протоиерей Александр Гусаков об отношении к снам:

IMG_2519

«Очень часто на исповедь или просто в храм приходят обеспокоенные люди, ищут священника с тем, чтобы задать ему вопрос об увиденном сне. Многие граждане воспринимают их как некое откровение или послание с мира потустороннего.

Для того, чтобы понять, как же нам относиться к снам, обратимся к святоотеческим творениям. В них сны делятся на три категории: первая – человеческий сон, вторая – сны бесовские и, наконец, сны от Бога. Если конкретизировать эти три категории, то можно сказать следующее:

Первое, человеческие сны – это те сновидения, которые человек видит чаще всего. Они являются ничем иным как результатом нашего подсознания, когда нам иллюстрируются те переживания, те наши повседневные заботы, которыми человек живет каждый день. Преподобный Симеон Солунский, подвижник X-XI столетий, об этом говорит так: «О чем человек мыслит и философствует в течении дня, то же самое ему может прийти и во время его сновидения».

Вторая категория снов – это сны бесовские, когда человек, просыпаясь, испытывает страх, смущение, чувствует себя неспокойно. Это свидетельствует о том, что враг рода человеческого, дьявол, ввел в смущение человека. Иногда подобные сны имеют некую благовидную личину, когда человек, видя тот или иной сон, воспринимает его как откровение. Но, начиная толковать этот сон, заблуждается. Это очень опасное состояние. Мне бы хотелось в качестве примера засвидетельствовать слова Феофана Затворника, который говорит, о том, что в некоей обители был благочестивый инок, который был украшен различными добродетелями и имел большой авторитет среди братии. Но была у него одна немощь – он сны свои пытался толковать. И дьявол через эту его немощь ввел его в заблуждение, а затем и в погибель. Все дело в том, что однажды ему приснился сон о том, что ветхозаветные праведники сподобились вечных благ, а апостолы, мученики, преподобные, которых Церковь Христова прославила в лике святых, находятся вдали от Бога. Проснувшись, никому ничего не объясняя, этот инок покинул приделы обители и приехал в Палестину. Там он принял иную веру и стал почитать тех людей, которые некогда распяли Господа нашего Иисуса Христа.

И, наконец, сны от Бога. Эти сны являются огромной редкостью. В Священном Писании Нового Завета мы встречаем историю о том, как Иосиф Обручник находился в смущении, когда узнал о том, что Пресвятая Дева Мария имеет во чреве от Духа Свята. Он хотел тайно отпустить Пресвятую Богородицу, чтобы она по иудейским обычаям не была побита камнями, и, вдруг, он во сне получает откровение.

Человеку свойственно думать о том, что и ему, подчас, Господь нечто вещает, но мы все же мы должны думать о себе намного скромнее, и лучше уж не принимать те волнующие и смущающие нас помыслы о снах, чем вверяться каждому такому явлению. Именно по этой причине, дорогие друзья, Церковь настоятельно не рекомендует верить снам.

Также не стоит забывать о том, что наши попытки толковать сны могут нанести духовный урон нашему здоровью, а неразумное следование сновидениям ввести нас и в погибель, от чего да сохранит нас Господь».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter