«…Ваше Преосвященство, владыка Владимир! В центре Архиерейского служения – крест. Уже вскоре на своем опыте ты сможешь убедиться в том, что в силу того высокого духовного положения, которое Архиерей исторически, благодатно и канонически имеет, он является неким средоточием, воспринимающим все обращения или сигналы, исходящие от народа, от Церкви, от людей известных и неизвестных, от власть имущих и безвластных. Эти сигналы исполнены боли, тревоги, скорби и все они концентрируются в сердце архипастыря. Наверное, ни один врач не сможет понять, как сердце может выдерживать такое, не нарушая своего физического ритма. И ответ простой, для всех нас ясный, но непонятный большинству людей, далеких от веры: все это совершается силой благодати Божией.
Есть две способности реагировать на все эти воздыхания, скорби, иногда очень тревожные, исполненные драматизма, а иногда радостные, но также исполненные огромной энергии. Можно защитить себя безразличием, стенами резиденции, упорядоченным образом жизни, лечением и всем тем, что, наверное, даже было бы понято людьми. Защитить себя и внутренним безразличием ко всему этому. Но тогда не будет архиерейского служения, и архипастыря не будет — будет лишь внешний образ, пустоту которого люди очень скоро почувствуют. Другая модель поведения — это открывать себя, открывать свое сердце всем этим радостным и скорбным, тревожным, сокрушающим душу энергетическим потокам. Тогда никакого сердца, конечно, не хватит — не хватит, если рядом не будет стоять Господь.
Епископу невозможно одному совершать свое служение, его обязательно должна поддерживать паства, молясь о нем и помогая ему. Самое главное дело пастыря — это молиться и в своей молитве, аккумулируя все эти скорби и воздыхания, всю эту отрицательную и положительную энергию, которая обрушивается, передавать ее Богу, поверять и себя, и Церковь, и народ свой Его водительству, Его мудрости, Его силе. И тогда происходит чудо — Господь вдруг дает успокоение, ясность мысли, трезвость оценки, вразумляет к тому, что, когда и как сказать. Поэтому архиерейское служение есть, в первую очередь, служение предстоятеля Церкви и народа пред Богом.
Всегда должна быть обратная связь с людьми. Ты молишься, размышляешь, работаешь, пишешь, обращаешься к людям — и вот в какой-то момент необходимо услышать обратный сигнал. Есть ли люди, которым это небезразлично, кто с тобой согласен? Есть ли те, кто готов тебя поддержать?
В послании к Ефесянам есть очень важные для всех нас слова: «Мы — творение Божие, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). Мы предназначены совершить те добрые дела, которые Бог от нас ждет. Сильное слово «предназначил» не оставляет никакого выбора. Всякая альтернатива есть грех, уклонение от воли Божией, Его замысла о каждом из нас. Поэтому то, что совершает архиерей, что совершает каждый священнослужитель, есть ответ на предназначение Божие, которое имеет отношение к каждому человеку.
Крепко храни в своем сердце также памятование о том, что архиерей, независимо от того, где проходит его служение, призван быть защитником веры и канонических устоев Церкви. Невзирая на опасности и тяготы служения в мире, где нет, к сожалению, недостатка в человеческой злобе и в растлевающем души грехе, епископ обязан печься о добром (см. Рим.12:17), следуя заповеди апостола побеждать зло добром (см. Рим. 12:21).
Твердо верь в непрестанное действие Промысла Божия, который, по слову святителя Филарета, «всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или обращает к благим последствиям…».
(Выдержка из речи на церемонии представления епископа Владимира (Агибалова) духовенству и верующим г. Таштагола 4 сентября 2014 года).