Об отношении Русской Православной Церкви к кремации рассказывает руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Кемеровской епархии протоиерей Александр Гусаков:

IMG_2519

В настоящее время, особенно в крупных городах нашего Отечества, распространяется практика сожжения тела усопшего человека, называемая в народе кремацией. Стоит отметить, что в рамках церковной традиции погребения кремация не предусмотрена. Это явление новое, вошедшее в обиход оказания ритуальных услуг преимущественно в советский период Отечественной истории. Поэтому отношение к кремации членов Русской Православной Церкви неоднозначное. Богослужебная практика Православия не предусматривает погребения специально сожженного тела. Даже останки погибших на пожаре людей хоронят на кладбищах в земле, напутствуя их прежде обычным чином отпевания.

Традиционное представление о погребении православного христианина основано на Священном Писании, Предании Церкви и богослужебной практике: Так, в Священном Писании Ветхого Завета говорится: «Земля еси и в землю отыдеши» (Бытие, 3, 19), а в Священном Писании Нового Завета: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1Кор.3:17);

Что касается Предания Церкви, то в нем имеются слова древнехристианского писателя Минуция Феликса: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

В житии прп. Марии Египетской повествуется о том, как после блаженной кончины святой лев в пустыне ископал могилу для того, чтобы старец Зосима имел возможность совершить христианское погребение подвижницы. Таким образом, в истории Церкви даже бессловесные животные были орудием Божественного Промысла именно в погребении человека.

Богослужебная практика (чинопоследование отпевания): «земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем»;
«Приидите убо, целуйте бывшаго вмале с нами, предается бо гробу, камением покрыватся, во тму вселяется, с мертвым погребается»;

Указания священнослужителю в требнике: «И тако вземше мощи отходим ко гробу последующим всем людем, предыдущем же священником… И полагаются мощи во гроб».

Церковь во все времена благоговейно относилась к человеческому телу, и неслучайно плоть усопшего именуется в требниках мощами. В последствии древнейшее слово «мощи» трансформировалось в церковном сознании и в русском языке термин стал употребляться исключительно к останкам прославленных Богом святых.

В вопросе кремирования кроется проблема этического, нравственного и психологического характера. И она является таковой не для почившего, а для родственников и близких, которые участвуют в погребении.

Нужно помнить о том, что погребение в земле более человечно, а главное имеет основание в Священном Писании, связано с нашей верой в Воскресение мертвых по образу тридневно Воскресшего Христа, более назидательно и утешительно для близких. Церковь рекомендует традиционное погребение тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель…

В этой связи, дорогие братья и сестры, призываем Вас, опираясь на опыт Церкви, разъяснять своим близким целесообразность следовать православной традиции церковного погребения. Совместные труды пастырей Церкви и благочестивых мирян, несомненно, будут способствовать воспитанию в сознании современников православного и благочестивого подхода к столь важному вопросу как погребение.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter