О значимости участия человека в оглашении перед принятием им Таинства крещения рассказывает иерей Константин Аникин, сотрудник Информационно-просветительского отдела Кемеровской епархии:

5548892

«Оглашенные – это люди, которые готовятся ко крещению. В период первых веков христианства в Православной Церкви существовал целый институт оглашения. Оглашенные проходили особый курс лекций, посвященный изучению Священного Писания, посещали богослужения на протяжении всего Великого поста. Также они участвовали в некоторых богослужебных чинопоследованиях. Как известно, оглашенным запрещалось молиться с верными. Верные – это те, кто уже приняли Таинство крещения, которым уже разрешено слушать Святое Евангелие на богослужении и причащаться. Но оглашенные такой возможности не имели. Они могли присутствовать вместе с верными до определенного момента. Потом дьякон призывал, чтобы они вышли из храма.

Оглашенные делились на несколько групп: «слушающие», которые достигли определенной ступени и которым разрешалось слушать Евангелие и потом уходить. Затем «плачущие», которые чем-то согрешили во время подготовки ко крещению и плакали о своих грехах у ворот Церкви. Были и «кающиеся», которые стояли в притворе храма и просили каждого помолиться за них, каялись.

Акцент я хотел бы сделать на одном из богослужений, которое оглашенные посещали. Оно мало нам известно, и сохранилось только в древних церковных памятниках. Это богослужение называется «Тритоэктиа». С греческого языка это слово переводится как «Третьешестие». То есть, это известные нам третий и шестой часы, которые соединены в одну службу. С одной стороны, эта служба напоминает нам службу Часов, а с другой стороны она напоминает нам Божественную литургию, потому что там, прежде всего, присутствуют молитвы из Часов, молитвы из Литургии (это первый, второй и третий антифоны), присутствуют молитвы за оглашенных, с четверга третьей седмицы Великого поста, которая называется Крестопоклонной, там присутствуют молитвы о готовящихся к просвещению. По сути, это богослужение напоминает нам подобие Литургии, но это не Литургия, а всего лишь последование для оглашенных. На этом богослужении люди имели возможность присутствовать. Они готовились ко крещению и практически каждый день посещали это богослужение. В Великую пятницу был последний раз, когда они присутствовали на этом богослужении. После этого в Великую субботу Патриарх совершал Святое крещение.

Почему я заговорил об этом богослужении? Потому что, все-таки, та традиция, которая со временем была изжита из богослужебных последований Православной Церкви, имеет огромную ценность для нас сегодня. Из этого мы можем понять, что подготовка ко крещению и сейчас не является формальной. Это есть путь, который проделывает человек на протяжении Великого поста для того, чтобы, осознав всю суть крещения, осознав то учение, которое он принимает, осмысленно принять Таинство крещения.

Печально видеть, что люди просто отвергают даже какую-то минимальную подготовку к Таинству крещения, и крестятся только ради каких-то суеверных традиций. Я думаю, что каждый из вас, кто уже крещен в православную веру, или кто еще не крещен, теперь поймет, что для Православной Церкви Таинство крещения является не какой-то формальностью, а целым событием, которое кардинально меняет жизнь человека».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter