О духовном смысле евангельской притчи о Страшном Cуде и важности покаяния в содеянных грехах рассказывает митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, глава Кузбасской митрополии:

mitropolit-Kemerovskii11

«Приидите благословении Отца Моего и наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).

Такие слова, дорогие отцы, братья и сестры, мы услышали сегодня во время Евангельского повествования за Божественной литургией. Святая Церковь напомнила нам о последнем Суде Христовом, праведном и нелицеприятном суде, когда будет совершен окончательный приговор о вечной участи каждого человека.

Господь в Своей притче засвидетельствовал об участи грешника и праведного не для того, чтобы нас устрашить, но чтобы призвать к духовному бодрствованию и показать, от чего зависит спасение человека. В этой евангельской притче нам открывается, что спасение совершается делами любви и милосердием. Христос повелевает накормить алчущего, напоить жаждущего, приютить странника, одеть нагого, посетить болящего. Бог хочет от человека одного – сердца милующего.

При этом важно отметить, что в притче Господа о Страшном Суде главная мысль состоит в том, что любовь к ближнему, по словам Христа Спасителя, есть наша любовь к Нему Самому. Возлюбив ближнего, мы возлюбим Христа; в человеке и через человека мы способны любить Самого Господа. Поразительно то, что этого отрицаются в своем смирении праведники, говоря: «Господи, когда мы видели Тебя алчущим и накормили…» (Мф. 25,37), и также отрицаются грешники, но только в своем духовном ослеплении и ожесточении сердечном. Подлинная любовь к ближнему, выражающаяся в делах любви, содержит и тайное ведение Бога, и сокровенную любовь к Нему. Нередко случается, что многие, не ведая Христа, любят Его и делами своими служат Ему.

В событии Боговоплощения Сын Божий приходил на землю в смиренном образе раба для спасения людей. Во Второе Пришествие Христос придет во славе Своей для суда над родом человеческим. Различие времен и мест, племен и языков, возрастов и состояний упразднится: для всех будет один суд, где приведется на память заблуждения детства и пороки зрелости и старости.

По Православному вероучению, для каждого человека смерть есть вызов на этот суд. Вслед за последним вздохом начинается предварительное испытание человеческой совести, происходит первоначальный, частный суд, которым определяется загробное состояние души, до времени всеобщего Суда. Святые и праведные люди всегда помнили этот великий день и готовились к нему каждую минуту.

Любовь Божия окружает нас от колыбели до гроба, но за гробом начинается Царство Правды Божией. Любовь Божия существует и действует в мире не затем, чтобы поощрять нашу беспечность. Любовь Божия требует, чтобы мы отвечали на нее любовью – к Богу и ближним (1Ин. 4, 20). Нужно всегда хранить свою совесть в том состоянии, в каком мы желали бы иметь ее в момент смерти (Сир. 7, 39).

Каждый из нас предстанет на Суд Божий. Ни один тайный помысел, ничто не скроется тогда. В действительности мы живем так, как будто эта грозная вечность нас не касается. Поразительно это странное, необъяснимое противоречие в природе человеческой. Мы не жалеем ни трудов, ни сил, чтобы обеспечить земную жизнь. Чем же кончается это неустанное искание благ жизни? Смертью. Но чтобы обеспечить себе посмертное блаженство, мы не употребляем и малой доли тех забот, которые напрасно посвящаем поискам земного счастья. Не естественнее ли пожертвовать всеми благами жизни земной, лишь бы не лишиться вечного блаженства?

Святитель Феофан Затворник отмечает: «Никому не миновать Суда, все будет так, как написано в Евангелии. Поэтому постараемся оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния, которое смывает грехи и отменяет осуждение».

В настоящее время мы с вами, братья и сестры, готовимся вступить в особый период – на поприще Великого Поста, который призван способствовать подготовке христианина к достойной встречи праздника Христова Воскресения. Святая Церковь в чтениях и песнопениях постоянно призывает верующих к очищению души и сердца от греховной нечистоты. Мы призываемся сделаться лучше, призываемся к трудам Покаяния.

Покаяние – это настолько великий дар, данный Господом человеку, настолько великая милость Божья к согрешающим, что святые отцы назвали его вторым Крещением. Покаяние в содеянных грехах – это наш личный подвиг, без которого мы духовно мертвы. Грех отдаляет человека от Бога, лишает его Божественной помощи. Но душа человека стремится к Богу, душа жаждет общения с Богом. Как цветок тянется к солнцу, в его сторону направляет свои листья, так и душа человека устремлена к Богу. Человек хочет быть чистым, он жаждет очищения. И благодать Святого Духа, подаваемая в таинствах Церкви Христовой, очищает людей».

(Выдержка из проповеди митрополита Аристарха в Неделю о Страшном Cуде). 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter