«Значение и достоинство (аксиология) культуры как явления и отрасли, которая должна содержать в себе цивилизационные и религиозные ценности, является ключевым условием эффективности борьбы с террористической или экстремистской идеей, потому что террорист — это, прежде всего, тот, кто в свою душу впустил террористическую идею, предполагая, что путем насилия можно достичь какого-то им понимаемого мира, религиозного, квазирелигиозного, как угодно.
В этой связи меры профилактики нужно предпринимать для того, чтобы люди умели отличать подлинную религиозность от различных явлений, которые совершаются под религиозными лозунгами. По религиозным мотивам не могут совершаться никакие преступления. По религиозным мотивам могут совершаться только добрые дела. Все зло, которое существует в мире, по своей природе антирелигиозно.
Очень важно, чтобы мы совместно вели эту работу, разъясняя людям, что религия не может приносить вред, что она приносит людям только добро, только красоту и свет. Здесь широкое поле для нашего взаимодействия с представителями иных религиозных конфессий.
Нельзя религиозным мотивом оправдывать какие-то криминальные действия. Точно так же нельзя этническим фактором оправдать криминал. В нашей многонациональной стране мы очень быстро переходим к попытке найти какого-то врага. Например, случилась бытовая ссора, муж с женой поссорился. Один — русский, другая — татарка. Это что, межнациональный конфликт? Или определение «исламские террористы?». Уже давно есть понимание и договоренность в общественном пространстве, что террористические или криминальные события мы не маркируем религиозной или национальной принадлежностью. В нашем полиэтническом, поликонфессиональном обществе это приведет только к дестабилизации.
Нам видится, что на примере нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина мы можем говорить о русском человеке, который вобрал в себя самые разные культуры. В произведении «Пушкинская речь» глубоко и точно Ф.М. Достоевский характеризует понятие «русская идея». Он пишет, что это не идея какой-то собственной исключительности, а, прежде всего, это идея и способности вбирать в себя все многообразие культур.
Пушкин удивительным образом сочетал в себе собственную внутреннюю глубокую религиозность и принадлежность к православной вере с открытостью к другим религиозным традициям и культуре. Полагаем, это то, что определяет своеобразие и нашей культуры, и нашей религиозной традиции.
Россия – действительно страна, где есть некий культурный тренд и доминирующая религиозная традиция, которые мы можем проследить, по крайней мере, от времен святого князя Владимира. Мы говорим о России как о православной стране, но при этом мы говорим о ней как о доме, где на протяжении многих веков мирно и дружно сосуществуют во взаимном доверии и согласии представители и разных религиозных традиций, и люди, которые исповедуют разные мировоззренческие установки. Именно это мы должны продолжать созидать совместными усилиями, особо обращая внимание государства, в том числе и в сфере культуры».
(Выдержка из Слова митрополита Аристарха на пленарном заседании V Межрегиональных историко-краеведческих чтений «Православно-художественное краеведение на земле Сибирской»)