О непреходящем и всеобщем духовном значении для Церкви и ее верных чад книги «Лествица», автором которой является известный аскет-подвижник преподобный Иоанн Лествичник, рассказывает клирик прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Кемерово диакон Сергий Сизов:

20150217084547

В период Великого поста Церковь обычно несколько раз празднует память святого преподобного Иоанна Лествичника, или Иоанна Синайского. Первое празднование приходится на 12 апреля, второе – на 4-ю Неделю Великого поста.

Почему Церковь установила празднование памяти этого угодника Божьего отдельно в великопостный период? Потому что святой Иоанн Лествичник – фигура очень значимая для православной аскетики, и вообще для православной антропологии. Он именуется Иоанном Лествичником потому, что главное и самое известное его произведение называется «Лествица», или «Скрижали духовные». «Лествицей» оно называется потому, что в нем описываются ступени восхождения человека по лестнице духовной жизни.

Начинается все с первой ступени отречения от мира и от себя, а заканчивается последними ступенями веры, надежды и любви. Эти тридцать ступеней могут излагаться менее пространно. В трудах многих святых отцов «Добротолюбия» они соединяются в три главных общих ступени: это ступени «очищения», «просвещения» и «обожения». По-другому они называются ступенями деятельного периода, созерцательного периода и ступенями совершенства. Смысл их в том, что они распределяют духовную жизнь человека на три больших этапа. Первый этап состоит в том, что человек изменяет себя, предается покаянию, чтобы измениться в лучшую сторону. В первую очередь, в этот период человек должен избавиться от своих грехов и попалить свои страсти. На это время обычно приходится период жизни в общежительном монастыре, где подвижник исполняет всяческие послушания, связанные с телесным трудом, отказывается от своей воли. Таким образом, он преодолевает свои греховные наклонности. Этот период называется деятельным потому, что подвижнику приходится много трудиться телесным образом, чтобы утомить свои страсти.

Затем подвижник переходит к созерцательному периоду. Этот переход, по словам святых отцов, опытных монахов, подвижников, в том числе и современных, может занимать около двадцати лет. Далее наступает период созерцательный, когда монах-аскет или мирянин-аскет сподобляется уже молитвы созерцательной, такой молитвы, которая принципиально меняет свое качество. Страсти в нем утихают так, что он уже до определенной степени свободен от страстей и может совершать молитву чисто. Этот период ведет подвижника к периоду совершенства, к периоду обожения, который совершенно нельзя описать. Об этом говорит и преподобный Макарий Великий, указывая на то, что он бывал в таких состояниях, о которых ничего не может сказать словом. Этот период совершенства не заканчивается никогда, потому что Бог бесконечно велик. И если человек хочет уподобиться Богу, то он будет делать это бесконечно долго. Это не значит, что это бесконечно плохо. Наоборот. Мы можем бесконечно возрастать и уподобляться Богу. Поэтому период совершенства не заканчивается никогда.

Память святого Иоанна Лествичника полагается на Великий пост потому, что этот период отображает буквальное восхождение человека от очищения к совершенству. А чтение «Лествицы» полезно не только монашествующим, но и всем мирянам, вступившим на путь спасения.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter