Во второй воскресный день Великого поста Православная Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского.
Святитель Григорий — один из последних богословов Византии, он жил на рубеже XIII и XIV веков, незадолго до падения Константинополя от руки турок.
Будущий святитель происходил от знатных константинопольских родителей и получил благодаря им хорошее и разностороннее образования. Однако, перспективы государственной службы или ученая карьера не привлекли Григория, и он удалился на святую Гору Афон, где долгое время подвизался в уединении и безмолвии.
Как раз в это время начались нападки на афонских монахов. Варлаам Калибрийский и его последователи хулили учение об «умной молитве», совершаемой в глубинах человеческой личности, движимой сердцем и запечетлеваемой умом. Критике подвергалось и афонское учение об исихии — внутреннем безмолвии, являющемся условием подлинного общения с Богом.
Святитель Григорий выступил главным защитником учений афонской братии и выразителем учения о действии Бога в мире посредством Своих нетварных Божественных энергий. Он утверждал, что Бог являет Себя миру и человеку Сам в Своих энергиях которые не являются одним из Его творений, но проявлениями Божественной сущности, но не самой Божественной сущностью.
Земной путь святитель закончил около 1360 года в сане архиепископа Салоник, прославившись даром исцелений и многочисленными чудесами.
Во вторую неделю Великого Поста Церковь напоминает нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Поднятые святителем Григорием вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. И в этот день Церковь отрезвляет — эти вопросы не должны быть не отвлеченной философией, а основой жизни любого христианина, живущего в любую эпоху.
Вечером 11 марта митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх совершил всенощное бдение в Знаменском кафедральном соборе города Кемерово.
12 марта, в воскресный день, владыка отслужил Божественную Литургию в главном храме Кузбасса.
За богослужениями пел архиерейский хор собора под управлением Жанны Владимировны Чеботаревой.
На Литургии архиерею сослужили протоиерей Александр Гусаков, настоятель собора, протоиерей Виталий Макаров, ключарь, священники Дмитрий Копылов, Владимир Хить, Александр Ширяев, Петр Хить, диаконы Вячеслав Ланский, Аркадий Тишкин и Дмитрий Востриков.
После чтения Евангелия митрополит произнес проповедь, в которой сделал акцент жизни и учении прославляемого Церковью в этот день святителя Григория Паламы, а также исцелении расслабленного, о котором прихожане услышали ранее из чтения диакона:
Физическая болезнь, какой бы она тяжелой ни была, обязательно закончится либо выздоровлением, либо кончиной. Болезнь же духовная никуда не исчезает, она переходит с человеком в вечность, где будет без конца терзать и душу, и тело человека. Есть только один Врач, способный исцелить человека от этой страшной болезни — Господь наш Иисус Христос… Священное Писание призывает нас сегодня вновь к покаянию. Чтобы оно истинным, оно должно вести к преображению человека, изменению его прежней греховной жизни. Для того, чтобы это было так — человеку нужно знать цель и смысл жития: наследовать Царство Божие и подготовить свою душу к будущей жизни.
По прочтении сугубой ектении соборяне молились о мире на Украине — архиерей прочел молитву о братской стране.
Проповедь перед причащением мирян произнес иерей Дмитрий Копылов.
По завершении богослужения митрополит поздравил священнослужителей и прихожан кафедрального храма с воскресным днем и преподал общее благословение.
Предлагаем также Вам небольшой отрывок из Слова святителя Григория Паламы в день Преображения Господня:
Мы же, отвращаясь и от древних, и от новых еретиков, веруя, как были научены: что Святые созерцают и как причастники разделяют царство и славу и сияние и свет неизреченный и благодать божественную, — но не существо Божие, — идем к сиянию благодатного Света, дабы познать и поклониться Трисиянному Божеству, во единице сияющему, неизреченному Сиянию из единой триипостасной природы; и очи помысла устремим на Слово, Которое с плотию ныне восседает превыше небесных сводов, Которое, как это подобает Богу, седя одесную Величия, как бы издали так обращается к нам: "Если кто желает примкнуть к сей славе, пусть, насколько это возможно, подражает Мне и шествует тем путем, которым Я шел на земле и представил в пример как образ жизни".
Итак, будем созерцать внутренними очами сие великое зрелище: наше естество, навсегда соединившееся в своей жизни с невещественным огнем Божества; и сняв с себя кожаные одежды, в которые мы оделись вследствие преступления, т.е. отвергнув земные и плотские заботы, станем на Святой земле: каждый создав свою личную Святую землю, достигнув сего путем добродетели и тяготения к Богу, чтобы нам возыметь дерзновение, когда Бог придет во свете и, притекши к Нему, воссиять и вечно пребывать с Ним, озаренными во славу Трисолнечного и единственнейшего Сияния ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресс-служба Кузбасской митрополии
Фото — Юрий Юрьев