Доклад на Августовском педсовете сотрудников Православных богословских курсов Кемеровской епархии

Здравствуйте, уважаемые руководители, преподаватели и сотрудники отделений Православных богословских курсов Кемеровской епархии!

Мы рады приветствовать Вас на традиционном Августовском педсовете Православных богословских курсов Кемеровской епархии.  В первую очередь хотелось бы поблагодарить всех, кто несет послушание и трудится на ниве православного образования, всех, кто болеет душой и вкладывает свое сердце в созидание и развитие богословских курсов. Я сердечно благодарю всех, кто вносит свою лепту в это дело, великое и нужное для Церкви и для России, детьми которой мы с вами являемся.

 1. О развитии системы подготовки церковных специалистов в Русской Православной Церкви

В настоящее время мы наблюдаем стремительное развитие системы богословского образования не только для духовенства, но и для приходских сотрудников и прихожан храмов. Напомним основные этапы становления начального и среднего богословского образования для мирян в современный период.

1.1. Документы Поместного собора Русской Православной Церкви 2009 года и межсоборного периода.

Пункт пятый Определения Поместного Собора Русской Православной Церкви (27–28 января 2009 года) «О жизни и трудах Русской Православной Церкви»[1], принятого под председательством новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, говорит о том, что отныне дело развития религиозного образования, миссионерство и катехизации становятся в центр стратегии деятельности Церкви. «Миссия, равно как и духовное, нравственное воспитание личности — говорит Определение — должны сейчас встать в центр нашей деятельности. В обществе, где многие называют себя православными, но не живут церковной жизнью, пастыри и чада церковные призваны приложить все силы для того, чтобы люди знали основы веры православной, участвовали в Таинствах и богослужении, руководствовались в личной и общественной жизни нравственными нормами Евангелия Христова. На просветительское служение, особенно среди детей и молодежи, сегодня нужно особо направить общецерковные усилия»[2]. Именно этот документ ставит образовательную и просветительскую деятельность «во главу угла» дел Церкви.

В межсоборный период на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года в Москве было принято очень важное решение, вносящее серьезные перемены в структуру прихода: о введении на всех приходах штатных должностей педагога (катехизатора), социального и молодежного работников[3]. Это решение будет утверждено на Архиерейском соборе 2011 года.

2.2. Документы Архиерейского собора 2011 года и межсоборного периода.

2–4 февраля 2011 года состоялся очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, первый Архиерейский собор под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Постановление этого Собора «О внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»[4] в 18, 31 и 32 пунктах обращают внимание на необходимость активизации миссионерской деятельности, ставит вопрос о возобновлении практики предкрещальной и, что более важно, послекрещальной катехизации. Примечательно, что выражается пожелание, дабы большая роль в деле миссии отводится штатными сотрудниками — приходскими миссионерами под руководством благочинных и настоятелей.

Во исполнение решений Архиерейского собора 27 декабря этого же года Священным Синодом был утверждён документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»[5], который называет богословские курсы «более сложной и эффективной формой систематического духовного просвещения мирян». Курсы могут осуществлять свою деятельность в рамках города, благочиния или епархии[6].

После принятие столь важного для системы религиозного образования документа, следующим шагом стало ее совершенствование и оттачивание механизма ее действия. В наибольшей степени это коснулось вопроса о профессиональной подготовке приходских специалистов, которым в церковной системе образования принадлежит отныне очень значимое место.

30 ноября 2012 года на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Кирилла был утвержден подготовленный комиссией Межсоборного присутствия документ под названием «Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов»[7]. Стандарт призван обобщить, систематизировать накопленный опыт подготовки катехизаторов и унифицировать требования к организации учебного процесса.

К Стандарту имеются следующие приложения:

— Примерная основная образовательная программа по подготовке катехизаторов (краткосрочные курсы);

— Примерная основная образовательная программа по подготовке катехизаторов (среднесрочные курсы);

—    Положение «Об аттестации катехизаторов».

 

2.3. Документы Архиерейского собора 2013 года и межсоборного периода.

2–5 февраля 2013 года в Москве состоялся очередной Архиерейский собор. В части Постановления Собора о катехизическом, миссионерском, молодежном и социальном служении[8] (31–32 пункты) говорится об утверждении документов, принятых в межсоборный период Священным Синодом:

— «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»,

— «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви»,

— «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви».

Наконец, 2 октября 2013 на заседании Священного Синода был принят такой важный документ как «Положение о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, молодежной, миссионерской и социальной деятельности»[9]. Его принятие окончательно оформляет всю ту деятельность Церкви последних лет, которая направлена на организацию системы подготовки приходских специалистов из мирян путем получения ими соответствующего образования.

«Положение» акцентирует внимание на необходимости открытия региональных образовательных центров для подготовки приходских специалистов: педагога (катехизатора), миссионера, социального и молодежного работников, а также развернуто регламентирует систему подготовки вышеуказанных специалистов.

Согласно этому документу, образовательные организации по подготовке специалистов должны реализовать программы по одному или нескольким направлениям:

  1. Катехизическая деятельность;
  2. Миссионерское служение;
  3. Молодежная работа;
  4. Социальная деятельность.

Программа подготовки церковных специалистов включает в себя два учебных модуля: православное вероучение и специальность. Первый модуль «Основы православного вероучения» является общим для подготовки катехизаторов, миссионеров, молодежных и социальных работников (срок обучения 2 года по среднесрочной программе и 1 год по краткосрочной программе). Второй модуль обеспечивает профильную подготовку по направлениям церковного служения (срок обучения 1 год по среднесрочной программе и 1 семестр по краткосрочной программе).

Подготовка специалистов организуется на базе:
1. Духовных образовательных организаций (академии, семинарии);

  1. Образовательных организаций высшего образования (Российский православный университет, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет);
  2. Иных образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации Русской Православной Церкви (например, Православные богословские курсы).

К образовательному учреждению, осуществляющему подготовку специалистов в области церковного служения, предъявляются следующие обязательные требования:

  1. Наличие церковной лицензии (Представления);
  2. Наличие государственной лицензии на осуществление образовательной деятельности;
  3. Регистрация в качестве юридического лица;
  4. Наличие соответствующего педагогического состава.

 

Образовательные центры подконтрольны Учебному Комитету Русской Православной Церкви, а именно Председателю Межведомственной комиссии, объединяющую сотрудников Учебного Комитета и четырех профильных синодальных отделов (образования, миссионерского, социального и по работе с молодежью).

Коллектив Межведомственной комиссии подготавливает соответствующие документы и стандарты, необходимые в рабочем процессе. Так, например, на заседании Межведомственной комиссии № 11 от 16 марта 2015 г. утверждено «Типовое положение о выпускной квалификационной работе обучающихся по программам подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности». Написание такой работы является обязательным на втором образовательном модуле. По окончании обучения происходит защита выпускной квалификационной работы перед комиссией.

Таким образом, в настоящее время мы констатируем, что наряду с высшим духовным образованием полностью отлажена система по получению начального (в объеме краткосрочной программы) и среднего (в объеме среднесрочной программы) духовного образования, актуального для приходских специалистов.

На конец мая 2016 года согласно официальной статистике в епархиях действуют 29 таких образовательных центров, один из которых находится в г.Кемерово. Также в Кузбасской митрополии действует такой центр в г.Новокузнецк.

 

  1. Роль Православных богословских курсов в деле просвещения мирян и подготовке приходских специалистов Кемеровской епархии

 

Православные богословские курсы существуют в Кузбассе с 2003 года. За 13 лет было открыто два десятка отделений во всех крупных населенных пунктах Кузбасской Митрополии. Более 3000 кузбассовцев получили выпускные свидетельства за этот период. Многие из них несут приходские послушания, а некоторые, получив по окончании Курсов семинарское образование, служат Богу в священном сане. Поэтому важно не только сохранять потенциал деятельности системы богословских курсов, но и развивать данное служение.

В Кемеровской епархии в настоящее время действуют 10 отделений Курсов. Необходимо проговорить принципы реализации программы получения начального и среднего богословского образования и подготовки приходских специалистов конкретно в нашей епархии.

Первое! Православные богословские курсы г. Кемерово являются тем самым «региональным образовательным центром», который имеет Представление от Учебного Комитета и реализует как первый просветительский модуль, так и второй модуль по профильной подготовке церковных специалистов. Обучение проводится и по среднесрочной программе, и по краткосрочной. Организовано как очное обучение, так с 2016-2017 учебного года открыта возможность заочного обучения на всех образовательных модулях. Таким образом, любой житель Кемеровской епархии, прихожанин или сотрудник любого, даже самого удаленного, прихода имеет возможность получать соответствующее образование на Курсах в г. Кемерово в очной или заочной форме.

Кроме сказанного кемеровские курсы ведут просветительскую деятельность через проведения открытого лектория, а также краеведческого, литературного и философского факультативов, активной внеучебной работе и организации паломничества для слушателей.

Особо следует сказать, что Православные богословские курсы г.Кемерово единственные в епархии организовали дополнительное образовательное направление — «Школу церковного чтения», где жители могут обрасти правильные навыки произношения и понимания церковнославянских текстов, а также «Школу псаломщика», пройдя которую учащийся познакомится с богослужебными книгами, уставом, обретет навык составления служб в разные периоды годового круга богослужения. Это направление особенно актуально в связи с открытием новых приходов и острой необходимостью наполнения кадрами церковных хоров. Рекомендуется директорам всех отделений обратить внимание на данное направление работы в рамках Православных богословских курсов.

Второе! Прочие же отделения Православных богословских курсов не имеют регистрации юридического лица и конфессионального Представления, однако ведут свою деятельность в полном соответствии с требованиями по реализации первого образовательного модуля «Основы православного вероучения» (среднесрочная программа) или «Обзор православного вероучения» (краткосрочная программа) под контролем Центра по координации работы ПБК Кемеровской епархии. Они реализуют просветительскую составляющую и начальную в подготовке церковных специалистов в очной форме. По окончании выдается документ епархиального образца.

Но если выпускник первого образовательного модуля некемеровского отделения имеет необходимость пройти программу второго модуля по одной из специальностей на Курсах в г. Кемерово, то на основании прошения и перезачета аналогичных по учебным часам сданных дисциплин первого образовательного модуля зачисляется в соответствующую группу учащихся. Таким образом организуется профильная подготовка приходских специалистов, не имеющих возможности очного обучения в г. Кемерово.

Для руководителей и преподавателей малых отделений богословских курсов важно понимать, что каждое отделение есть часть общей организации курсов, что необходимо в точности исполнять учебную программу, что Курсы – это не приходские беседы с батюшкой на разные темы, а учебное заведение реализующее соответствующую программу и выдающее соответствующее свидетельство.

Третье! Важно, чтобы образовательный процесс был не просто организован, а организован качественно, достойно, чтобы люди, пришедшие с большими надеждами, не были разочарованы ошибками администрации или неподготовленностью преподавателей. Для достойного результата необходима мобилизация сил всех церковных уровней.  Необходимо решать многие вопросы как организационного и педагогического, так и материального характера. Православные богословские курсы должны стать общим епархиальным делом и заботой!

Сейчас наступило время приемной кампании учащихся на Курсы. Необходимо, чтобы каждый благочинный, настоятель и священнослужитель   заботились о том, чтобы все работники и волонтеры храмов Кемеровской епархии получили базовое и профильное православное образование на богословских курсах, чтобы прихожане (особенно новоначальные) знали о возможности изучения Основ веры в систематичном порядке.

Необходимо говорить о богословских курсах на огласительных беседах перед Крещением, чтобы родители, крестные отцы и матери знали о возможности познакомиться с Православием на Курсах.

Да благословит Господь в новом учебном году Ваши труды, во славу Божию, на благо Церкви Христовой и нашего родного Кузбасса!

[1] Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (27–28 января 2009 года) «О жизни и трудах Русской Православной Церкви» // Официальный сайт Московского Патриархата. URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/543669.html (Дата обращения 22.08.2015 года).

[2] Там же.

[3] Доклад Святейшего Патриарха Кирилл на Архиерейском соборе (2 февраля 2011 года) // Официальный сайт Московского патриархата. URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/1402889.html (Дата обращения 22.08.2015 года).

[4] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/543669.html (Дата обращения 22.08.2015 года).

[5] О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1663546.html (Дата обращения 22.08.2015 года).

[6] Там же.

[7] Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов (с приложениями) // Портал Научно-методического центра по миссии и катехизации при СФИ. URL:http://kateheo.ru/snb/article/cerkovnyi-obrazovatelnyi-standart-po-podgotovke-kat (Дата обращения 22.08.2015 года).

[8] Постановления Освященного Архиерейского собора Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013) // Официальный сайт Московского Патриархата. URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/2777929.html (Дата обращения 22.08.2015 года).

[9] Положение о порядке реализации программ подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности // Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2843052.html (Дата обращения 22.08.2015 года).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.