ВРНС как общественный институт: беседа с ответственным секретарём Президиума Всемирного русского народного собора, членом Общественной палаты Российской Федерации Сергеем Юрьевичем Рудовым о роли, задачах и успехах ВРНС

Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас в гостях Сергей Юрьевич Рудов, ответственный секретарь Президиума Всемирного русского народного собора, член общественной палаты Российской Федерации. Сергей Юрьевич, добрый день!
Сергей Рудов:
Добрый день!
Ведущий:
Всемирный русский народный собор — это организация со своей историей, которая уже практически 20 лет действует на территории нашей страны и за её пределами, но, к сожалению, далеко не каждый житель, не каждый гражданин страны, знает о том, что это за организация.
Сергей Рудов:
Попытаюсь немного рассказать вам о нашей организации. Всемирный русский народный собор создан в 1993 году по инициативе Патриарха Кирилла. Всемирному русскому народному собору практически 30 лет, это организация с разветвлённой региональной сеткой: уже порядка 51-го региона. Собор аккредитован также при Организации Объединённых Наций, так как в своё время это была Международная инициатива. В годовых главных заседаниях Всемирного русского народного собора несколько раз участвовал Президент Российской Федерации, понятно, что всегда участвует и Патриарх. Сегодня сама структура следующая: главой собора является святейший Патриарх, у него есть три заместителя и ответственный секретарь, то есть я, все эти позиции утверждаются лично святейшим Патриархом, есть Бюро Всемирного русского народного собора (24 человека) и, соответственно, региональные отделения.
И, пока живы воспоминания, поделюсь своими ощущениями от Кемерово: я в первый раз в вашем славном регионе.
Ведущий:
Насколько я понимаю, вы родом из шахтёрской семьи?
Сергей Рудов:
Шахтёры это уже как диагноз, наверное. Да, я из шахтёрской семьи: из города Инта, отец у меня шахтёр, дед шахтёр, все вокруг, кого я знал до 18 лет, были шахтёрами. Но в Кемерово я ещё не был — в самом городе — не видел лиц людей. Я думал, что это будет что-то такое близкое, родное: как возвращение в детство. У нас в семье была династия, как я уже рассказывал, есть даже немного смешная история о том, как отец водил меня в десятом классе с собой в шахту. Я отработал там ночную смену, вышел, представил себе всю жизнь в забое, когда над тобой 1500 метров, и как пинок внутренний почувствовал. Поэтому, выйдя с ночной смены, не ложась спать, я сразу написал порядка 20-ти писем в разные вузы: сразу захотелось учиться. Поэтому я прекрасно понимаю психологию шахтёра, я и сам в глубине души – шахтёр, а так как Кузбасс практически является шахтёрским «государством», я думаю, что мы должны друг друга понимать.
Будучи здесь впервые, я делаю уже какие-то предварительные выводы: у вас всё серьёзно. У вас живые люди, вы понимаете повестку, у вас замечательный владыка: сопереживающий, умный, и у вас замечательная команда вокруг владыки. Из того, что я уже увидел — всё вызывает уважение. Несмотря на то, что от Москвы вас отделяет какое-то количество километров, и штаб принятия решений всё-таки находится в столице, вы всё равно прекрасно понимаете, что происходит. Мы вместе боремся за человека, боремся с теми вызовами, которые запад постоянно нам бросает: трансгендеры, транс-гуманизм, ребёнок в самоопределении собственного пола, ювенальная юстиция, либералы, либеральные ценности. То есть, это те вопросы, которые вы все понимаете. А основная наша совместная задача — друг другу помогать. Здесь налицо командная работа: есть неравнодушные православные люди, неравнодушные жители шахтёрской столицы, которые понимают и всё могут поменять. У нас же, как у Всемирного русского народного собора основная задача —подсказывать в силу того, что у нас бывает чуть больше информации.
Наша площадка, наверное, единственная и самая удобная для диалога церкви, власти и общества. Диалог не всегда идёт прямой: церковь отделена от государства, государство имеет свою повестку, общественные организации разнонаправленные. Даже иногда бывает, что какие-то организации, ориентированные на заботы и нужды нашей страны, власти не замечают. А Всемирный русский народный собор как-то их подталкивает на диалог, даже сейчас появляются новые губернаторы, которые начинают свою деятельность с того, что на базе Всемирного русского народного собора знакомятся с делами правящего архиерея, православной паствы, инициативами общественных организаций. Поэтому в этом плане изобретать какие-то новые инструменты сложно, и сегодня есть Всемирный русский народный собор, желание которого совершать хорошие дела, вводить правильные ценности и противостоять вызовам, которые транслирует запад. Вызовы сегодня серьёзные. Может они не долетают сюда… Я сомневаюсь, что я сейчас увижу на улицах славного города Кемерово людей, которые будут идти с плакатами «Я поменял пол! Меняй его вместе со мной!»
Ведущий:
Слава Богу, у нас люди с такими плакатами не ходили, но несколько лет назад была попытка организовать здесь фестиваль lgbt-кино, но наш индустриальный край эту попытку не оценил и не очень принял. В итоге, это мероприятия организовано и проведено не было.
Сергей Рудов:
Но, в соседних с вами регионах такие lgbt-движения есть.
Ведущий:
Наверное, сейчас вы говорите про Новосибирск, вероятно, это обусловлено повышением уровня комфорта. В обстоятельствах, когда люди в своих блогах переживали о том, что не смогут рассчитываться на кассе через Apple Pay или не смогут пить кока-колу, происходит изменение психологии, обусловленное подменой базовых ценностей. Вместо духовного развития, любви и взаимоотношений с ближними, человеку в качестве панацеи предлагаются опции — рассчитываться карточкой через телефон, так, вроде, удобно, но значение этого удобства переоценивают — и подаются человеку в качестве базовой единицы.
Ну, и, возвращаясь к теме Всемирного русского народного собора, если резюмировать, можно ли сказать, что эта организация является той площадкой, на которой церковь и церковные сообщества позиционируют себя как международные общественные организации?
Сергей Рудов:
Конечно. Мы аккредитованы при ООН, у нас есть филиалы в ряде стран: Сербии, Армении, Казахстане. Безусловно, что это международная площадка для диалога, выходящего за рамки нашей страны.
Ведущий:
Получается, это внешняя структура, в которой сосредоточена внутренность церкви?
Сергей Рудов:
По сути, да. Для нас главное то, о чём вы говорите: чтобы Apple Pay не стал чем-то главным, и чтобы потребитель не считал это большой потерей в своей жизни. Чтобы люди понимали, что есть ценности настоящие и ненастоящие. За настоящие люди готовы умирать, они начинаются ещё с Моисея, когда он выводил народ из Египта. Из того Египта, где были «apple pay», там это всё променяли на пустыню и манку. Они пытались не потерять главную ценность — связь человека с Богом. Сейчас то самое время вызова, время, когда человек делает какой-то выбор: что ему важнее.
Ведущий:
Сейчас в контексте названия организации хотелось бы поговорить о том, кто такой русский? У меня складывается впечатление что русский — это некий особый вид человека не потому, что он чем-то отличается физиологически от других людей, но ментально Россия и русский человек находящийся между востоком и западом существенно отличается и от востока, и от запада. На ваш взгляд чем обусловлена такая уникальность?
Сергей Рудов:
Мне кажется, мы друг другу не должны ничего доказывать. Я человек, который много перемещался, во многих странах был и пытался строить диалог с жителями других стран, я понимаю, что мы с вами другие. То общение, которое есть сейчас, хоть я в первый раз в Кемерово, не получу больше нигде. Есть какая-то тонкая химия, что-то, что невозможно выразить словами, что нас с вами связывает и меняет, и заставляет быть другими. Конечно, я думаю это вера православная; как у того же Достоевского (не помню дословно фразу): «Русский человек без Бога — дрянь». Наш менталитет сформирован на христианских ценностях, на христианской ментальности, на желании помогать, желании себя оценивать между мытарем и грешником. Даже в сравнении с нашими соседями, у русского человека больше самопожертвования. Мы быстрее отдадим что-то ради другого, это почему-то у нас есть, откуда это, я не знаю.
Ведущий:
Вы вспомнили Фёдора Михайловича, и у меня очень чётко в памяти запечатлелся один диалог из его романа «Идиот». Князь Мышкин, будучи на светском мероприятии услышал вопрос: «Кто хуже: католик или атеист?», Мышкин ответил: «Конечно же, католик» и все присутствующие начали возмущаться: «Католик же христианин, разве он может быть хуже того, кто борется с существованием Бога?!». И Достоевский устами князя ответил: «Вы знаете, атеист не знает Бога. Может случиться момент, когда он его узнает, а католик проповедует другим людям искажённый образ Христа», и в контексте этой мысли хотелось бы услышать вашу оценку того, что происходит сегодня на западе. Как христианская империя, христианский мир, который формировал принципы гуманизма, сегодня становится пост-христианским?
Сергей Рудов:
Есть пример для этого. Мы с женой были в Арабских Эмиратах. Была непростая семейная история: умирал ребёнок в больнице, мы его крестили, и происходило это в окружении мусульман, даже не католиков, а мусульман. И они пытались разговаривать, как-то утешать нас, или просто общаться. И мы тоже рассуждали на тему Бога и веры, и некоторые врачи, искренние мусульмане, говорили: «Мы всё понимаем, вы православные, у вас есть вера, у вас есть Бог, у вас есть ценности. Но в вашей стране много и атеистов, а как им живётся вообще? О чём они думают?». Врачи мусульмане искренне беседовали с нами, как со своими: в их картине мира у нас есть какой-то стержень, но атеистов они просто не понимают. Для них было непонятно, как можно жить без веры. Я думаю, что жить без веры человек не может поэтому, с моей точки зрения, это уже происки врага рода человеческого: когда веру надо заменить чем-то. К сожалению, сегодня эту подмену мы видим часто. А запад, ну что говорить? На западе есть то, что есть. У нас был момент, когда мы собирались как-то в Австрии, был съезд, посвящённый 200-летию Венской хартии, и в это время в славной Вене проходил супер-гей парад. Вся Вена была завешена радужными флагами, по улицам ходили тысячи странных людей. Вот, говорят, что они, мол, дипломатичные, вежливые, но это не так. Мы, будучи в меньшинстве, чувствовали на себе агрессию, на нас показывали пальцами, смеялись, пытались нас задеть. Это безумие, так быть не должно. Если нет Бога, то свято место пусто не бывает. Эта идеология дьявольская, она системно преследует свои цели, и с ней тяжело справиться. Но сейчас, когда многие из тех, кто лоббировал такую жизнь, уехали из страны, бороться стало проще, и нужно использовать эту возможность.
С другой стороны, у нас тоже есть собственные «традиционные» пороки: пьянство, разводы, аборты и т.д., конечно же, с этим нужно бороться, как говорится: «Дорогу осилит идущий».
Ведущий:
Сергей Юрьевич, в чём вы видите свою личную миссию в качестве православного христианина?
Сергей Рудов:
Вопрос не в бровь, а в глаз. Мне как-то задали вопрос: «Ты верующий?», я задумался и ответил: «Стараюсь. Господи, верую, помоги моему неверию». Думаю, что самые сильные ощущения у меня бывают, когда я чувствую себя инструментом в руках Божьих. Моменты бывают. Особенно после тяжёлых испытаний, помню, когда каждый день я чувствовал, что Господь водит меня за руку. Иногда это чувство опять появляется: когда Господь тебя куда-то приводит, с кем-то знакомит, где-то помогает, где-то ты просто что-то делаешь руками, помогаешь деньгами или помогаешь, сводя каких-то людей вместе. Я думаю, что моя личная миссия — это искать волю Божью. И в моей практике это было много-много-много раз. Я не понимаю почему я здесь, не понимаю, почему это говорю, но я точно с Богом, и это чувство бывает у меня довольно часто.
Даже сегодняшний мой приезд в Кемерово… Честно говорю, что были объективные причины тут не оказаться, но есть какое-то внутреннее тепло, и чувствуется: здесь я не зря, есть что-то такое у вас, чего мы не видели. И действительно, я думаю, что нам, москвичам, есть точно, чему здесь поучиться. В этом моя задача – найти, чему поучиться, постараться дать то, что мы можем дать, понять перспективы региона и помочь в развитии. И хотелось бы попросить ваших молитв и помощи, чтобы у нас всё получилось.
Ведущий:
Я думаю, что не только мы, но и наши читатели с радостью откликнутся на вашу просьбу о молитвах. А со своей стороны, хочу вас поблагодарить, что нашли время в своём плотном графике — поговорить о важных цивилизационных вопросах.
Надо привлекать людей и себя самих к осмыслению, к этому интеллектуальному процессу, потому что без этого мы можем утратить свою идентичность. И хотелось бы вам пожелать — всегда находить тот самый призыв Божий и действие благодати Божьей. Спасибо большое за беседу!
Сергей Рудов:
Благодарю, и вам того же.

Беседовала Анна Шомшина

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter