Приветствие митрополита Аристарха по случаю Дня преподавателя высшей школы

18 ноября в администрации Правительства Кузбасса состоялся торжественный приём по случаю Дня преподавателя высшей школы. Митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх обратился с приветственным словом к участникам события.

Уважаемые преподаватели высших школ Кузбасса, коллеги!

Само понятие «учитель» предполагает: это человек, передающий мудрость, знания, опыт предыдущих поколений. Сегодня, как, может быть, никогда, нравственное измерение подвига учителя, служения учителя, является очевидным и категорически необходимым. Очень важным в педагогической деятельности то, чтобы не только давать знания, но и трудиться в воспитании студента. Если не воспитывать молодежь, не научить ее ясно видеть границы между добром и злом, то духовный стержень, формирующий целостный, системный подход к миру, разрушается, и молодой человек становится легкой добычей тех сил, которые будут манипулировать его сознанием во имя экономических или идеологических целей. Поэтому нравственное начало имеет совершенно конкретные точки приложения в общественной, политической, социальной жизни, в области средств массовой информации и т. д.

Как достичь успеха в педагогической деятельности? «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». (В.О. Ключевский) В Послании апостола Павла находим такие слова: «Братия, поминайте наставников ваших и покоряйтесь им, ибо они неусыпно заботятся о душах ваших» (см. Евр. 13:17-21). Эти фразы помогает понять смысл того, что есть процесс обучения или, говоря современным языком, из каких компонентов созидается процесс образования человеческой личности. С одной стороны, это требование к учащимся поминать, то есть помнить, наставников, уважать и покоряться им. Но, с другой стороны, это сильный призыв к учителям неусыпно заботиться о душах тех, кого обучаешь.

Система образования должна основываться на отечественных историко-культурных традициях. Только та страна имеет будущее, история которой продолжается исходя из ее собственных традиций. Стержнем традиционного многовекового уклада Руси всегда было Православие, дававшее светскому образованию самое главное — отчетливое видение духовной вертикали, различение добра и зла, умение показать значение духовной силы. Нельзя воспитывать, если не знаешь ответа на главный вопрос: какого человека хочешь воспитать. Православная традиция в Российской истории дает ответ на этот исходный, основополагающий вопрос.

И если забота о душе, то есть о нравственном состоянии личности, перестает быть заботой преподавателя, педагога, профессора, то не может быть ни памяти, ни уважения, ни покорности. И пока наши преподаватели, те, кто несет ответственность за подрастающее поколение, не осознают своей ответственности за его нравственное воспитание и не будут заботиться о душах, вверенных им, до тех пор мы как общество будем нести на себе отвратительную печать разрушения нравственного начала. А в быту это будет сопровождаться неудачами в семейной жизни, разводами, абортами, преступностью, коррупцией и всем тем, что разъедает жизнь личности, семьи и общества.

Если мы откажемся от воспитательного значения школы, то мы очень скоро придем к выводу о ненужности педагогической деятельности. Педагог нужен именно потому, что его присутствие предполагает живой контакт одного человека, носителя опыта и мудрости, с другим человеком, у которого нет этого опыта и этой мудрости. Здесь огромную роль играет личность педагога, нравственные требования к нему самому.

Великое искусство педагога заключается в том, чтобы быть путеводителем по науке и по жизни, уметь правильно расставлять акценты, заинтересовывать молодежь, формировать образ. Образ будет усвоен тогда, когда этот образ прекрасен, вот почему все у педагога должно быть прекрасно, включая внешность, одежду, манеру говорить, но, самое главное, должна быть внутренняя достойная, благородная и прекрасная жизнь у человека. Не может быть плохой человек хорошим педагогом. Точно так же, как священник.

Трудно делать добро, потому что, когда мы делаем добро, мы жертвуем часть самих себя. Отдавать всегда труднее, чем получать. Но если человек привыкает делать добро, он становится добрым, а добрый человек — как магнит, к нему притягиваются люди. Именно добрые люди и формируют лицо народа, лицо нации. Так же и люди умные, образованные, которые сформировали себя волевыми усилиями, становятся нужными для других. Вокруг таких людей развивается вся общественная жизнь.

Современное образование должно обрести духовный стержень. Важно, чтобы преподаватель не только давал молодому человеку сумму знаний для успешной жизни и карьерного роста, но и воспитывал его как личность, прививал любовь и уважение к семье, учил любить свое Отечество и заботиться о его благополучии.

Поэтому трудно переоценить роль учителя, направленного на формирование целостной, гармонично развитой личности. Испокон веков учитель был, прежде всего, воспитателем, он призван на жертвенное служение, так как именно его труд направлен на открытие и развитие всего того возвышенного, что изначально заложено в человеке Творцом. Поэтому плодом деятельности преподавателя должен быть высоко нравственный человек, с глубокой верой, сильный духом, способный противостоять злу, ненависти и эгоизму.

Церковь остается духовным ориентиром в нравственной жизни общества, иммунитетом против зла и человеческих пороков. Она, как набат колокола, напоминает нам всем о самом необходимом и важном – традиционных нравственных ценностях, без которых общество теряет опору и становится нежизнеспособным.

В День преподавателя высшей школы, разрешите выразить огромную благодарность всем педагогам светских и духовных образовательных учреждений, посвятивших свою жизнь и время делу образования и духовного воспитания наших детей.
Желаю всем педагогам плодотворной работы! Пусть Благословение Божие пребывает на Ваших трудах!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.