Выступление митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха на встрече с ректорами вузов Кузбасса. 3 сентября 2021 г.

Участвуя во встрече с ректорами вузов Кузбасса 3 сентября 2021 года, митрополит Аристарх обратился к её участником со своим словом:

Начну свое выступление цитатой из резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, наложенной на годовом Отчете Кемеровской епархии за 2020 год: «В усиленном внимании нуждается молодежь. В настоящее время готовится ряд предложений по глубокому качественному развитию в этой сфере, включая конкретные планы в сфере работы с подростками, с молодежью, учащейся в ВУЗах т.п. Прошу быть особенно внимательными к инициативам, которые будут приниматься в этой сфере».

Уместно также напомнить о словах Президента Российской Федерации В.В. ПУТИНА, которые прозвучали на его встречи со Святейшим Патриархом КИРИЛЛОМ и руководителями религиозных организаций России 4 ноября 2020 года. В своем приветствии к участникам видеоконференции глава российского государства отметил: «Важно понимать, что в мире происходят глубочайшие перемены. С серьезными вызовами сталкиваются традиционные ценности. Сложнейшие, крайне чувствительные вопросы межнациональных и межрелигиозных отношений становятся, к сожалению, подчас предметом спекуляций, нечистоплотных геополитических игр. На них пытаются паразитировать экстремисты и радикалы, разжигая взаимную ненависть и вражду. Для нашей большой, огромной страны межнациональный и межрелигиозный мир — это основа основ. Эта сфера нуждается в постоянном внимании органов власти, гражданского общества, средств массовой информации. Работа здесь должна быть тонкой, содержательной и кропотливой. И мы стараемся действовать именно так — максимально деликатно и конструктивно».

Данные две цитаты из приветствий наших Патриарха и Президента в значительной степени отражают основные векторы, которые определяют развитие межрелигиозных отношений, включая воспитание молодежи, потому что именно она стала главным предметом манипуляций и провокаций деятелей экстремистских организаций и радикалов.

Мы регулярно говорим об укреплении традиционных нравственных ценностей, о важности воспитания любви к Родине, но вместе с тем многие школьники и студенты, к сожалению, имеют весьма смутные понятия об уникальном духовном богатстве, которым обладает наша многонациональная страна и шахтерский край.

Недавно (летом 2021 г.) в закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», внесены поправки о включении воспитательного элемента в учебный процесс.

Для усиления воспитательной работы в системе образования в дополненном законе зафиксировано несколько основных новшеств.

Во-первых, расширяется само понятие «воспитание»: «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Во-вторых, дополняется определение образовательной программы: программа воспитания становится неотъемлемой частью основной образовательной программы.

Поэтому предлагаем для студентов ввести обобщающий культурологический курс в ВУЗах Кузбасса. Чтобы не увеличивать и без того обширную и очень насыщенную учебную программу, это мог бы быть, например, курс в рамках уже действующего одного или нескольких гуманитарных предметов в рамках начальных 1-2 курсов. Но должен быть некий стержень в программе, вокруг которого и формировалось бы в сознании наших учащихся целостное понимание истории и культуры России. Если это будет поддержано, то Ученый совет ВУЗа пусть выберет такие предметы, а КЕУ и КПДС представит его содержание и организует его чтение выпускниками-теологами.

Знакомство с наследием наших выдающихся соотечественников, реальные примеры следования долгу и призванию, самоотверженного служения Отечеству, деятельного добра и милосердия, счастливого и праведного супружества способны дать молодым людям верные ориентиры и ценностные установки, вдохновить их на выбор жизненного пути. Подобный культурологический курс может стать достойным ответом на вызовы, с которыми сталкиваются подростки в Интернете и социальных сетях, где зачастую ими усваиваются деструктивные модели поведения и человеческих взаимоотношений.

Должно же быть где-то противодействие разрушительной силе Интернета! Давайте зададимся вопросом: а где? Школа и ВУЗы — вот места, где можно реально создать систему положительного воспитания нашей молодежи, насыщения их сознания такими ценностями, которые было бы трудно разрушить влиянием Интернета. Но этим нужно заниматься не откладывая, потому что многое уже потеряно. Ведь наша неспособность мобилизоваться и организовать работу с детьми и молодежью привела к тому, что уже не одно поколение молодежи плохо знает историю, литературу и, что более всего печалит, не отличается сознательной любовью к своему Отечеству.

Для воспитательной деятельности очень важно непосредственное знакомство учащихся, студентов с культурно-историческим наследием своего края, которое достигается не только чтением книг или слушанием лекций, — у детей и молодежи должна быть возможность посещать памятные исторические и святые места. Представляется чрезвычайно значимым реальное соприкосновение с прошлым через изучение памятников культуры. Поэтому мы предлагаем в Планы духовно-нравственного воспитания студентов обязательно включать экскурсии по таким местам.

Нет необходимости доказывать, что светские учебные заведения исторически вышли из системы христианского просвещения: это принято даже атеистически настроенными культурологами, историками науки, социологами. Ученики начальной школы на уроках основ религиозной культуры узнают, что понятия «просвещение» и «образование» родом из Евангелия.

Развитие теологического и культурологического образования в вузах делает общество способным противостоять деятельности псевдорелигиозных организаций и антинаучных бытовых практик среди студентов, дает им классическую интеллектуальную базу. Следует сказать, что современное гражданское общество не формируется заново, а восстанавливается, именно поэтому нам надо опираться на наши традиции, восстанавливать все лучшее из своего исторического прошлого, заимствуя из зарубежной практики только то, что необходимо, полезно и не противоречит российским культурным и образовательным традициям. Европейская наука вышла из христианского мировоззрения, выросла на базе христианской культуры, поэтому христианская теология в европейских вузах — это общемировой тренд, гуманитарная норма для крупнейших вузов мира. Факультеты теологии присутствуют в самых знаменитых мировых университетах: в Страсбурге, Амстердаме, Женеве, Берлине, Бонне, Сорбонне, Бостоне, в Оксфорде и Кембридже.

Поэтому в нашей стране опыт теологических курсов и кафедр в светских вузах должен быть не менее востребованным, преодолевая атеистическое наследие рухнувшей большевистской идеологии и прочие комплексы неполноценности.

Важно отметить, что курсы религиоведения, ОПК и кафедры теологии в светских вузах — не то же самое, что кафедра проповедника на церковном амвоне. Теологическое образование в светском вузе не направлено на миссионерскую деятельность по обращению людей в ту или иную религиозную традицию. Мы всегда подчеркивали, что эти кафедры создаются не для миссионерских целей, а для того, чтобы наши студенты и аспиранты имели возможность получить качественные знания о религиозных традициях и их теологических основах.

Спросим себя: чем предметы духовно-нравственной направленности, преподаваемые современным студентам, могут помочь молодежи в решении личностных проблем, а обществу в решении социальных вопросов, вырастающих из психологического неблагополучия молодых людей?

Со второй половины прошлого столетия психологи и педагоги говорят о таком явлении, как онтологическая (или внутренняя) неуверенность личности. Это не просто неуверенность в себе, а переживание своей неукорененности в бытии, отсутствие права на собственное место в мире, на самое главное – право на вечную жизнь.

Не будем сейчас обсуждать, почему это происходит. Важнее для нас, что духовное воспитание молодежи должно быть направлено (кроме всего прочего) на созидание онтологически уверенной личности.

Онтологически неукорененный человек испытывает угрозу своему существованию и вынужден постоянно защищаться. В социуме эта самозащита будет проявляться либо как немотивированная агрессия, либо как аутоагрессия — суицидальное поведение, либо как бегство из социума (в наркотики или компьютерные игры).

Существует и, безусловно, известна присутствующим неутешительная статистика по молодежным правонарушениям с применением насилия, суицидам и наркомании. Самое печальное, что эти показатели имеют тенденцию к росту.

И вот тут на помощь молодым людям могут прийти мировоззрение и знания, которые способны наполнить смыслом и творчеством их жизнь. Религиозное миросозерцание основано на том, что существует Бог — высшее всесильное Начало, Которое бесконечно любит каждого человека. Вера в это как нельзя лучше выстраивает ценностную иерархию в душе молодого человека. Необходимость проявлять любовь, доброту, отзывчивость и прочие нравственные качества приобретает характер безусловного императива, которому необходимо следовать. Если взгляды молодого человека не позволяют ему принять весть о Боге в безусловном варианте, все равно знакомство с людьми, которые в Бога верят, описание их опыта веры, помогает укоренению молодого человека в социуме. Сама возможность мыслить так, как мыслят верующие люди, становится благой вестью для отчаявшегося человека. Таким образом, наполняясь покоем и гармонией, личность способна распространять эту гармонию и вокруг себя.

Конечно, если мы говорим об отдельном человеке, это может «не сработать». Позвольте привести пример из сферы мне близкой — из медицины. Мы знаем, что панацеи — все лекарства — не существует, но если препарат помогает 80 % больных, — это хорошее лекарство. Подобным образом многие педагоги-практики в большинстве случаев отмечают благотворный эффект от знакомства детей и молодежи с религиозной традицией. Недавно в одном из вузов, где есть кафедра теологии, провели опрос студентов. В ходе опроса большинство учащихся отметили, что знакомство с православной традицией помогает лучше понять себя и других.

Это позволит сформировать у студентов нравственные, духовные и культурные ценности, повысить качество образования путем включения в учебный процесс факультативных курсов духовно-нравственного содержания, которое должно распространиться на все, или, по крайней мере, большинство вузов Кемеровской области.

Хотел бы акцентировать внимание участников заседания на словосочетании «духовная безопасность». Мы должны обезопасить наш регион и страну от влияния экстремистских, террористических идей, которые, к сожалению, нередко в наше время используют религиозные одежды и выступают под маской той или иной религии. Мы то и дело слышим о террористических актах, которые совершаются якобы во имя той или иной религии, хотя ни одна традиционная религия не призывает ни к терроризму, ни к экстремизму, ни к убийству мирных граждан. То есть развитие изучение теологии — это и вопрос духовной, государственной и национальной безопасности. И Мы хотим особо отметить этот важнейший аспект нашей работы.

Хочу задать принципиальный вопрос. Возможны ли в рамках материалистического мировоззрения подлинная жертвенность, готовность отдать свою жизнь за других или за Родину, трудовой героизм или, например, подвиг сохранения семьи в условиях, когда один из супругов становится инвалидом? В то же время я глубоко убежден, что, если люди, особенно молодежь, отказывается от фундаментальных нравственных ценностей, то её убедить в необходимости пожертвовать своей жизнью, здоровьем или хотя бы зарплатой или временем невероятно трудно. Поэтому дело, которому служит Церковь, имеет прямое отношение к самому выживанию человеческой цивилизации.

Мы обязаны предоставить студентам знания о доктринах основных религиозных традиций. Убежден, что это вопрос, в том числе, государственной важности. От его решения во многом зависит сохранение гражданского согласия и межрелигиозного мира в нашей стране. Религиозная составляющая очень значима в современном обществе, поэтому некомпетентность в вопросах веры весьма дорого обходится людям: этой неграмотностью, как известно, пользуются те, кто стремится к дестабилизации общества, к использованию религии в политических целях.

Позиция РПЦ и Патриарха заключается в том, что нам нужно усиливать религиозное образование, с тем чтобы никто не мог использовать религиозный фактор в злонамеренных целях, для провокации действий, которые несут за собой катастрофу, человеческую трагедию, когда во имя неправильно понятых религиозных целей бомбы взрывают.

Мы живем в эпоху переизбытка информации. В окружающем нас информационном поле пересекаются различные интересы, различные убеждения, не только идеологические, не только мировоззренческие, но и чисто практические, коммерческие, политические, а вместе с ними — человеческое тщеславие и самоутверждение. Информационное поле — это взрывоопасное пространство. Каждый может легко в него вступить, но ведь и заминированное поле выглядит замечательно, если не знать, что в землю заложено.

Будем помнить о том, что народ делают народом не только общий язык и территория проживания. Народ становится народом, когда живет общими духовно-нравственными ценностями, культурными смыслами, сознает свою связь с прошлым и солидарно открыт к будущему. Такой народ будет по-настоящему жизнеспособным и сумеет избежать потрясений, подобных тем, что случились с нами в минувшие 100 лет.

Для того чтобы никто не мог терзать нас, весь народ должен быть сильным. А сильным он становится тогда, когда он объединен вокруг высокой идеи — той идеи, которая объединяет всех. И вера дает нам эту идею, так же, как и наша национальная духовная, культурная традиция. Это высочайшие нравственные идеалы, закрепленные в этой традиции, и, наконец, наш язык — средство и способ нашего общения..

Государство при формировании политики, выработке законов, принятии решений о поддержке тех или иных культурных проектов должно учитывать нравственные устои, связанные с историческими и религиозными традициями народа. Только так обеспечивается созидательное развитие и бесконфликтное существование общества. Если сегодня не будет обеспечен тщательный контроль за соблюдением законодательства в плане оскорбления религиозных святынь, то завтра мы можем получить расколотый социум, у которого размыт ценностный базис, дезориентированную в моральных вопросах молодежь, что фактически лишает народ будущего.

Введение теологии как полноценной научной отрасли в стране призвано в среднесрочной перспективе обеспечить принципиально иное качество подготовки научных кадров в ВУЗах, что может стать, своего рода, технологическим прорывом, в ценностно-мировоззренческом плане устойчивого развития Кузбасса.

Помогая студентам в их самовоспитании, выстраивании своего мировоззрения, мы стратегически выигрываем, так как в этом случае мы работаем с опережением, формируя позитив, а не борясь с негативом.

Бороться с негативом, устранять недостатки, тратить на этот труд массу сил — это всегда проигрышная позиция, так как утрачивается инициатива, отсутствует тактическое опережение проблемы. Мы не «проводим антисуицидную кампанию», а воспитываем активных, устремленных в будущее творцов; не «боремся против распущенности и аморальности», а помогаем каждой личности стать творцом своей судьбы, подняться вровень с замыслом Божиим, который существует о каждом приходящем в мир человеке. Только при таком понимании мы будем в авангарде современных процессов и убережем нашу молодежь пусть не от всех, но от значительной части духовно-нравственных рисков.

Благодарю вас за внимание.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter