Слово на Епархиальном собрании по вопросам преподавания ОПК в школах региона 5 апреля 2012 года

Сердечно приветствую Благочинных, настоятелей, клириков, собравшихся на это Епархиальное собрание,

которое объявляю открытым!

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

И Н Ф О Р М А Ц И Я

Ознакомьтесь с Графиком наших поездок на период Пасхальной Седмицы по храмам и благочиниям Епархии через Секретаря епархии протоиерея Дмитрия Мошкина.

Убедительно прошу в Пасхальную седмицу, совместно с представителями администрации, организовать мероприятия или провести уже традиционные в своих благочиниях: крестные ходы, детские утренники, фестивали пасхальных песнопений или музыки, молебны на святых источниках, паломничества по святыням Кузбасса и т.п. Перечень состоявшихся пасхальных мероприятий обязательно предоставить в Епархию для включения в Годовой Отчет 2012 года (до 02.05.2012 г.).

По благословению Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА в Москву из Иерусалима будет доставлен Благодатный огонь, сошедший на Гроб Господень. Благодатный огонь будет привезен в храм Христа Спасителя, а затем будет распространяться по епархиям РПЦ. Нами в Москву за Благодатным огнем направлена специальная делегация, которая доставит огонь в Кемеровскую епархию в Светлый понедельник, утром 16 апреля 2012 года. Благочинным необходимо принять активное участие в доставке огня в храмы своих благочиний. Ответственный за мероприятие в Кемеровской епархии – протоиерей Владимир Курлюта.

Объявлен набор на новый учебный год в Православные гимназии Кемерова и Новокузнецка. Рекомендовать священникам Кемерова и Новокузнецка отдавать своих детей в православные гимназии. День открытых дверей в гимназии Кемерова состоится 7 апреля в Новокузнецке 27 апреля. Прот. Сергий Кожевников.

Напоминаем, по нашему Распоряжению, накануне и  дни поминовения погибших шахтеров Кузбасса, также в Родительские поминальные субботы, в дневное время суток все храмы ежедневно с 9.00 час до 19.00 час должны быть открытыми для прихожан и людей – это указание Патриарха и наше. За неисполнение будут приниматься строгие дисциплинарные взыскания!
Дать информацию о лишении сана иерея Алексия Соцкова!

Объяснительные: Запрещался в священнослужении владыкой Софронием за игнорирование указаний духовника и уклонение от исповеди с 29.03.1999 г.

Подал прошение (от 21.12.2009 г.) на почисление за штат по состоянию здоровья: болен раком. Справки от врачей не предоставляет и отказывается подавать.

Подал прошение от 09.11.2011 г. о снятии сана иерея по причине сожительства с другой женщиной. Запрещен в священнослужении с 09.11.2011 г. по вине прелюбодеяния на год или до вынесения решения Епархиальным судом.

Определение церковного суда Кемеровской епархии об извержении иерея Алексия Николаевича Соцкова из священного сана утверждено Патриархом Московским и всея Руси Кириллом от 21.02.2012 г. (Документ № ПК-01\208 от 27.02.2012 г.).

Благочинным Епархии вменяется в обязанность: Контролировать и обеспечить наличие всех уставных и необходимых документов (особенно оформление приходом прав собственности на недвижимость и землю) в храмах, монастырях, духовных школах и приходах Епархии. Юристу КЕУ оказывать необходимую юридическую помощь храмам, игуменам монастырей, благочинным и настоятелям в указанном выше направлении.

 

Преподавание Основ православной культуры в Кузбассе

 

Сообщаю вам, что в результате поддержанных руководством государства усилий, предпринятых представителями традиционных религий нашей страны и, в первую очередь, Русской Православной Церковью, а также научно-педагогическим сообществом и родителями учащихся, принято решение о преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах всех субъектов Российской Федерации с сентября 2012 года. Для Кузбасса это означает следующее: по предложению Министерства образования и науки РФ преподавание православной культуры будет вестись в рамках новой предметной области (комплексного учебного курса) во всех школах нашего города в течение одного учебного года в начальной школе (4 класс). Введение Основ православной культуры – один из важнейших вопросов повестки дня церковно-государственных отношений, имеющий в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивающий интересы миллионов родителей и их детей.

Среди первоочередных мер назову:

— благочинным следует назначить в благочиниях лиц, ответственных за работу с Отделом образования города и школами, за взаимодействие с Отделом религиозного образования и катехизации по вопросам введения и преподавания Основ православной культуры в КЕУ;

— названные лица должны по возможности пройти краткую профессиональную подготовку в Епархиальном ОРОиКе;

— нужно продумать и выстроить систему работы с родителями школьников во всех приходах Кузбасса;

— епархиальному Отделу образования следует наладить взаимодействие с методическими учреждениями города, институтом повышения квалификации для того, чтобы гарантировать участие Церкви в подготовке учителей по Основам православной культуры.

Судьбы нации во многом определяются образованием и воспитанием, которое человек получает с самого юного возраста. Интересы общества и государства вступают в этой области в сложное взаимодействие. Участниками образовательного процесса являются миллионы людей, многие социальные и властные институты.

Образование — важная сфера взаимодействия Церкви и государства. Она в значительной мере формирует содержание диалога светской и духовной властей. Конечно, центральным вопросом в этом блоке является преподавание Основ православной культуры в средней школе, но есть и другие важные аспекты. Кратко коснусь некоторых из направлений этого взаимодействия.

Особую остроту в начале XXI века приобрела тема миграции. Россия входит в тройку государств мира, куда ежегодно прибывает наибольшее число мигрантов. Приезжающий из другой страны человек приносит с собой не только внешние культурные особенности, но и иные мировоззренческие установки. Эти традиции и обычаи нередко вступают в непростое взаимодействие с привычным укладом жизни местного населения. Для того чтобы участие мигрантов в жизни страны пребывания было конструктивным, плодотворным и бесконфликтным, необходимо создать систему интеграции вновь прибывающих в культуру общества, позволяющую им освоить язык, изучить духовную и религиозную традицию большинства коренного населения. Знание языка, культуры и доминирующей религиозной традиции, несомненно, должно послужить средством упрочения межэтнического мира и достижения общественного согласия. Именно поэтому образовательные усилия Русской Православной Церкви могли бы содействовать процессам социальной гармонизации и гражданского миротворчества.

Одной из проблем, угрожающих благополучию человеческого общежития, является радикализм, сопровождаемый экстремистской трактовкой религиозной идеи, который зачастую находит свое выражение в террористической деятельности и приводит к межнациональным конфликтам. Государство, общество и традиционные религии, имеющие многовековой опыт мирного сосуществования, должны объединить свои усилия в преодолении этого зла. И здесь роль воспитания, помогающего человеку обрести свою религиозную идентичность, научиться твердо исповедовать веру и вместе с тем уважать иные убеждения, культуру, традиции, трудно переоценить. Национально-религиозные различия существуют независимо от того, говорим мы о них в школе или нет. Рано или поздно дети начнут их замечать и осмыслять. Так пусть лучше они это делают в школе, а не в стайке скинхедов. Поэтому именно школа должна приучить детей, что из формулы «я люблю мое» не вытекает формула «я ненавижу чужое». Наш курс – скорее лекарство от экстремизма.

Как уже было сказано ранее, ключевым вопросом церковно-государственных отношений в сфере образования является преподавание основ религиозной культуры в средней школе.

По предложению лидеров традиционных религий Президентом России в 2009 году было принято решение о проведении федерального эксперимента преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в ряде регионов страны с последующим распространением его на всю территорию государства с 2012 года.

Главная цель проекта — посредством общеобразовательной школы обеспечить возвращение в наше общество знаний о глубинных корнях культуры российского народа. Впервые после печально знаменитого декрета Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» учителя получили возможность открыто говорить с учениками о таких фундаментальных основах человеческого бытия, как вера, религиозная традиция и культура, духовная жизнь и нравственность.

Приведем Вам некоторые статистические данные и итоги апробации федерального эксперимента по введению Основ религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ). Двадцать один регион России участвует сейчас в апробации, в ней уже приняли участие около 240 тысяч пятиклассников, и такое же количество четвероклассников включается в эксперимент с начала 2011 года. Общее количество школ, в которых преподается ОРКиСЭ, — 10 тысяч, в них различные модули этого курса преподают около 15 тысяч учителей.

Данные социологического исследования, проведенного в октябре 2010 г. по заказу Общественной палаты Российской Федерации, следующие. Абсолютное большинство (78%) родителей, чьи дети участвуют в эксперименте по изучению ОРКиСЭ, относятся к преподаванию религиозных культур в школе положительно. 28% родителей полагают, что их ребенок вследствие изучения курса изменился в лучшую сторону, например, стал добрее и терпимей. Почти никто из участников опроса не заявил, что введение преподавания религиозных культур разобщает детей. Напротив, около 20% родителей считают, что класс, где занимается их ребенок, стал более дружным. 41% участников опроса полагают, что их дети теперь лучше поймут представителей других религий, а примерно столько же респондентов высказали пожелание, чтобы ребята после прохождения ОРКиСЭ больше интересовались религией. Таким образом, сами факты опровергают мнение, будто преподавание религии в школах обречено на провал. Случилось обратное — общество приняло и одобрило эксперимент. Был разрушен стереотип о значительном конфликтном потенциале курса. Никакого межрелигиозного столкновения не случилось, да и не могло произойти в России — стране, давшей миру уникальный опыт отсутствия религиозных войн от Средних веков до наших дней.

Заканчивающийся в этом году эксперимент, при всех его удачных сторонах, дает повод поразмыслить над некоторыми концептуальными вопросами и наметить практические шаги на будущее. В связи с этим хотел бы ответить на некоторые критические заявления о принципиальной якобы невозможности преподавания религиозных культур в светской школе.

Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции. Российская Федерация, как и другие страны Русского мира, является светским государством, но это ни в коей мере не означает возможности ограничения прав и свобод верующих. Верующие люди — такие же граждане своей страны, как и неверующие, и приходят в школу как равноправные участники образовательного процесса.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года, основополагающий документ в области охраны прав личности, утверждает право родителей на выбор типа образования своих детей (26.3). Декларация прав ребенка 1959 года настаивает на предоставлении образования, соответствующего культурному развитию детей и содействующего развитию «способностей и личного суждения». Наиболее значимый после Всеобщей декларации механизм, регламентирующий поведение государств по защите прав человека, — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года — требует от стран-участников предоставлять родителям и законным представителям детей возможность обеспечивать последним религиозное и нравственное воспитание.

Хотел бы напомнить и о том, что в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения закреплена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», частью которой является ОПК. Так что основы православной культуры в школе — это законно и, как свидетельствуют социологические опросы, приемлемо для общества.

Соблюдение принципа свободы выбора одного из предметов по религиозной культуре, участие представителей традиционных религий в подготовке учителей и учебных пособий — вот, наверное, наиболее важные направления нашей работы.

Нужно использовать уже имеющийся позитивный отечественный и зарубежный опыт, при котором кандидатура учителя, преподающего религиозную культуру в школе, учебные пособия по данному курсу получают одобрение со стороны как государства, так и официальных учреждений соответствующей религии. К сожалению, в этом отношении реализация эксперимента выявила ряд недостатков, которые следует устранить.

Вопрос сегодня состоит не в том, говорить или нет о религии, а в том, как именно это следует делать. Важная проблема – утрата отечественной школой воспитательной функции. Поэтому школе особенно нужны уроки, на которых помимо знаний ученики получали бы определенный вектор морального и этического развития. Все вышесказанное лишний раз подтверждает, что решение упорядочить систему религиозного образования, введя единую дисциплину для всех общеобразовательных школ, было верным. Новому предмету необходимы единые программы и учебники, единая система преподавания и подготовки педагогов. Причем учебники и программы эти должны составляться под пристальным надзором представителей религиозных конфессий, а также светского общества. Насколько успешным будет новый курс, зависит от многих факторов – ответственности педагогов, позиции родителей, заинтересованности учеников. Поэтому оценка действительной эффективности нового предмета – дело очень тонкое.

Христианская культура – это не мир картин, а мир человека. С его болью, надеждой, поисками. Задача нашего учебника состоит не в том, чтобы понудить ребенка к запоминанию имен двенадцати апостолов. Важнее всего оставить в нем твердое убеждение: ты любим и призван к любви. Хотелось, чтобы четвероклассник вышел с нашего урока с чувством защищенности, уверенный в том, что его любят не только мама и папа, но и Некто сверху. В двух евангельских заповедях («возлюби Бога» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя»), даны три предмета для любви: ты сам, твой ближний и Бог. Это может стать структурой нашего курса.

Русская Церковь, со своей стороны, считает необходимым, чтобы закон гарантировал возможность духовно-нравственного воспитания детей на основе исторических и культурных ценностей Православия и других традиционных для нашей страны религий (по выбору родителей) в течение всего времени обучения ребенка в школе. Такая практика является общепринятой во многих демократических государствах. Следует восстановить этот компонент общего образования и в российской школе, положив в основу воспитания наших детей традиционные духовно-нравственные ценности. Это способствовало бы укреплению единства образовательного пространства страны, содействовало бы сотрудничеству государства и конфессий в образовательной сфере, помогая совершенствовать межрелигиозные и межэтнические отношения в интересах всех народов, населяющих Российскую Федерацию.

Новые возможности для православного образования открываются в связи с дополненным и измененным Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Напомню, положения закона предписывают органам государственной власти и органам местного самоуправления в приоритетном порядке оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе и тем, которые занимаются деятельностью в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, улучшения морально-психологического состояния граждан, а также содействуют духовному развитию личности. Поддержка при этом подразумевается самая разноплановая: от финансовой помощи до предоставления во владение или пользование государственного и муниципального имущества. Православные образовательные учреждения того или иного региона не должны остаться в стороне от этого процесса. Необходимо наладить прозрачный механизм участия православных проектов во всех программах, реализуемых в рамках данного закона.

Несколько слов о системе православных школ, гимназий, лицеев и детских садов. В настоящее время Синодальный отдел религиозного образования и катехизации проводит аттестацию этих образовательных учреждений. По мнению Патриарха Кирилла, общий уровень наших школ и детсадов можно в целом оценить как высокий. Выпускники православных школ успешно сдают ЕГЭ, поступают в ведущие вузы страны. Многие православные образовательные учреждения становятся в регионах своего рода центрами духовно-нравственного воспитания и образования. Курс Русской Православной Церкви в отношении этих школ остается прежним — всемерная поддержка при строгом контроле уровня обучения. Мы должны стандартизировать содержательный компонент образования и выстроить систему непрерывного православного образования — от детсада до вуза.

Хотел бы отметить, что миссия названных мною школ заметным образом отличается от миссии обычных общеобразовательных заведений. Православные образовательные учреждения зачастую берут на себя функции социального обеспечения и профилактики правонарушений, то есть содействуют решению задач, более свойственных в настоящее время государственным органам. В этих условиях было бы справедливым, чтобы и государство позаботилось о социально значимых православных образовательных учреждениях. Свою положительную роль в совершенствовании работы православных учебных заведений могут сыграть и частные благотворители, действуя в духе востребованной ныне социальной ответственности бизнеса.

Хотел бы коснуться также и темы катехизации. Катехизическая деятельность нашей Церкви имеет основополагающее значение для развития системы религиозного образования. Она способна дать нужное направление всему процессу духовного просвещения. Вне связи со святоотеческой традицией велик риск создания системы религиозного образования, неадекватно представляющего христианские ценности, как это уже произошло во многих странах мира.

Катехизация в настоящее время — это не просто небольшое количество бесед перед Таинствами, а целая система просветительской и воспитательной работы со всеми возрастными, социальными группами людей и с каждым конкретным человеком, входящим в церковную ограду. Сейчас нельзя ограничиваться лишь отдельными просветительскими программами, которые держатся на энтузиазме инициативных священников и мирян. Необходимо выстраивание системы катехизической работы на всех уровнях от приходского до общецерковного. В каждом благочинии должна быть разработана программа развития катехизической деятельности с учетом потенциала как отдельных приходов, так и межприходского взаимодействия.

Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви подготовлен проект документа «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви», который сейчас обсуждается в епархиях. После получения отзывов он будет доработан и представлен на рассмотрение Священного Синода.

Насущный вопрос — это подготовка и повышение квалификации кадров для осуществления катехизической деятельности. В настоящее время разрабатывается Стандарт подготовки работников сферы катехизации, который также после соответствующего обсуждения в епархиях и принятия священноначалием будет положен в основу обучения и повышения квалификации священнослужителей и мирян.

Важнейшим инструментом катехизической деятельности являются воскресные школы для детей и взрослых. Синодальному отделу религиозного образования и катехизации поручена также подготовка стандарта для церковно-приходских воскресных школ, содержащего образовательный минимум необходимых вероучительных знаний и церковных навыков, которые должны освоить учащиеся.

Особое внимание следует уделить воскресным школам, действующим как досуговые центры. Такие воскресные школы создают условия для общения, творчества и самореализации детей, для развития талантов, дарованных Богом. Заслуживает положительной оценки опыт тех епархий, в которых воскресные школы получили лицензии и статус учреждений дополнительного образования. Лицензирование образовательной деятельности воскресных школ позволит преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве. Мы должны распространять социально значимый опыт соработничества светской и церковной систем образования по духовно-нравственному воспитанию и образованию.

 

Благочиния должны искать новые подходы в работе с современными людьми

 

Хотел бы призвать к еще большим усилиям по воспитанию детей, в том числе невоцерковленных, по воспитанию молодежи. Нужно находить правильные способы и средства работы со взрослыми, особенно с интеллигентными людьми, которые, может быть, по своим убеждениям православные, но по образу жизни далеко отстоят от Церкви.

Когда мы говорим об образовании взрослых, то следует подумать о создании просветительской системы в рамках тех же благочиний. Возможной формой работы могли бы стать тематические семинары разной продолжительности — от одного дня до недели, особенно в летнее время, с привлечением знающего духовенства, как церковных, так и светских специалистов, с участием молодежи, с участием заинтересованных людей, писателей, актеров, мыслителей, политиков.

Почему бы в приходах всех благочиний не раздавать за свечным ящиком программы семинаров, молодежных лагерей — причем не просто размноженные на принтере, а иллюстрированные, отпечатанные типографским способом буклеты? Почему бы не отпечатать программы четырех церковных телеканалов — «Спас», «Союз», «Дорога к храму», «Кузбасский ковчег», — чтобы они лежали в каждом приходе Кемеровской епархии?

Церковь обязана содействовать воспитанию и образованию своего народа, но пока она сильно проигрывает в информационной деятельности. Аудитория традиционной проповеди в храме достаточно ограничена, к тому же проповедь, как правило, ведется на специфическом языке, малоубедительном для современного человека, в то время как на антицерковную пропаганду брошены весьма значительные силы. Против нас работает целая индустрия. Возьмите интернет — 10-15-20-тысячные блоги, работающие против Церкви. Мы не знаем, на какие деньги это делается, но факт, что там хулится имя Божие. Мы делаем вид, что у нас ничего не происходит. Так можно многое потерять. Ведь наша молодежь не в Церковь приходит, а сидит в Интернете — уже и телевизор не смотрит.

По мнению предстоятеля Русской Православной Церкви, у нас с вами сейчас нет времени раскачиваться — мы должны активно работать. Мы должны забыть привычные стереотипы — отслужил панихиду или молебен, денежку получил, сказал всем «спаси Господи» и пошел спать. Закончилось это время, если вы действительно заботитесь о Церкви. Мы должны обращаться к людям вне богослужения, передавая им свое понимание жизни. У нас должен быть новый взгляд на человека, новый взгляд на проблемы, новый взгляд на общество, а значит, должна быть работа.

(Далее см. Протокол Собрания!)

 

 З а к л ю ч е н и е    

 

В заключение своего доклада я хотел бы в эти предпраздничные дни, когда православные люди молитвой, постом и добрыми делами готовятся к встрече Пасхи, призвать каждого из вас иметь особое попечение о своей пастве, о тех общинах, созидать которые поставил вас Господь. Впереди – поистине великое торжество, залог вечной, блаженной жизни в невечернем дне Царства Христова. Это Царство Добра и Любви, Царство Красоты и Гармонии.

Именно через жизнь и труды ради ближних и дальних, в богослужениях и Таинствах Церкви нам приоткрывается завеса вечности и дается предвкушение неземной радости вместе с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Церковь, совершая свою вневременную миссию, воспитывая гражданина Отечества Небесного, совершенного Божиего человека, на всякое дело благое уготованного (ср. 2 Тим. 3:17), может и должна во взаимодействии с государством и обществом исполнять в сфере образования социально значимое служение, формируя убежденных патриотов, добрых хранителей семейного очага, законопослушных граждан, способных устраивать ко благу жизнь Отечества земного.

Православный храм – это небо на земле, он открывает свои двери перед каждым стремящимся к Богу. Поможем же нашим современникам приобщиться к этому неиссякаемому источнику благодати, дабы и они, войдя в храм и устремив свой взор к алтарю, увидели светлый лик Христа и вняли Евангельскому гласу: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое – благо и бремя Мое легко» (Мф.11, 29-30).

Сердечно благодарю всех вас за понесенные труды. Мы делаем важное дело, и оно милостью Божией приносит добрые плоды.

Да пребывает благословение Господне над каждым из нас, над нашими монастырскими и приходскими общинами, над семьями и домами, над городами и весями, над шахтерами Кузбасса, дабы торжествовала на земле Правда Божия, а вместе с ней – мир, справедливость, процветание и благополучие.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter