Лекция для студентов и преподавателей КемГСХИ 1 ноября 2011 года

В ноябре месяце — 04.11.11 — наша страна и Церковь отмечают вместе праздник в честь Казанской иконы Божией Матери и День народного согласия и единства. В чем значение это общего дня торжества и его патриотическое воспитание?

Вспомним замечательный пример гражданина Минина. Для того чтобы понять, чт? сделал этот человек, давайте мысленно поставим себя на его место. Страна в разрухе, как я уже сегодня имел возможность сказать, — «спасайся кто может». На фоне всего этого разброда, конфликтов, междоусобиц, моря крови сразу обнаруживаются люди бесчестные, желающие сделать нечто благое лично для себя, часто на костях других. Страна погружается в хаос, и каждый поневоле начинает думать только о себе, потому что в любой момент могут ворваться в твой дом, убить твоих близких, осквернить твою жизнь, забрать все то, что ты нажил за всю свою жизнь. Патриарх Гермоген — единственный духовный лидер страны, к голосу которого все прислушивались, — в Кремле, в заточении, в подвале Чудова монастыря. Но и оттуда он все-таки пишет свои воззвания, и эти воззвания, несмотря на то, что никаких СМИ не существовало, достигают людей, что тоже удивительно. Такое послание попадает в руки Минина в Нижнем Новгороде. Минин — человек зажиточный, городской староста, при этом Нижний Новгород пребывает в сравнительном благополучии по сравнению с другими частями России. И что вы думаете? Вдруг человек принимает решение все оставить и полностью посвятить себя только одному делу — освобождению народа, освобождению страны. Он не был полководцем, он даже не был дворянином; он не принадлежал к аристократии, к элите, он был человеком от народа, с ограниченной возможностью влиять — но ведь повлиял! Он стал собирать деньги — то, что ему было ближе, ведь он был городской староста, он занимался финансами, хозяйством. Минин понял, что без собирания денег ничего не будет. Он вдохновил людей на эти огромные пожертвования. Ни одна копейка не пропала, ничто не ушло «налево». Никакие соблазны не смогли поколебать его решимости, и было создано ополчение.

Часто бывает, что появляется народный лидер, люди откликаются на его слова, объединяются вокруг него, и голова у лидера начинает кружиться, появляется желание монополизировать власть, стать единственным и неповторимым. А что делает Минин? Он делает свое дело: он умеет собрать людей, умеет вдохновить, умеет скопить деньги, направить их на нужное дело, а вот войска он не сможет повести. Он не может быть полководцем. И он разделяет свой авторитет, свою популярность с другим человеком, с Дмитрием Пожарским, князем-полководцем. И они вместе, рука об руку, не деля власти, не конкурируя, делают одно общее дело. И мы знаем, что это дело закончилось освобождением нашей страны. Невероятно поучительная история. Она очень многому нас учит, и, в первую очередь, — инициативе.

История России дает множество примеров этого единения  в эпохи суровых испытаний, выпавших нашему народу. Православная вера скрепляла нацию, сохраняя целостность  государства. В память о великих событиях национальной истории возводились храмы – храм  в честь Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади, воздвигнутый в знак благодарности тем, кто преодолел Смутное время, кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя, построенный в честь героев Отечественной войны 1812 года, храм Георгия Победоносца на Поклонной горе, созданный как памятник воинам и военачальникам, погибшим за Родину в Великой Отечественной войне 1841-45 годов.

В лучшие времена в России всегда помнили о великой «симфонии» двух властей, которая является не столько юридическим понятием, сколько постулатом веры. Святая Русь созидалась и святыми князьями, служащими миру, и деятелями Русской Православной Церкви, никогда не уходившими от нужд мира. Православная духовность расцветала  в тишине монастырских обителей и на поле сражений с врагами отечества. Христианские идеалы любви, милосердия, сострадания объединяли простых людей и тех, кто облечен властью.

Конечно, в русской истории можно привести примеры и совсем других отношений между церковью и государством. Исторические достижения всегда относительны. В то же время  «симфония» неизменно остается идеалом. Цель государства, по мысли  В.С. Соловьева, не создать рай, но помешать миру стать адом. Эта цель не может быть достигнута без союза государственной власти и Православной Церкви.

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский, открывший в своих романах глубины сознания русского человека, писал: «Кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймет и самого народа». В этих словах всемирно признанного писателя прозвучала одно из самых истинных суждений о нашем народе, о его величии, о его духовной истории. Оторванность молодежи от исторических судеб России и ее великого наследия особенно страшна.

В связи с этим нельзя не вспомнить, что российское общество уже однажды ответило отказом от культурно-исторических традиций, начав с «нуля» воспитание человека «новой формации» — коммунистической. Сама по себе образованность, информированность не делает еще человека личностью нравственной. Все начинается с его воспитания, его внутреннего мира, и начинается в семье. Внешнее само по себе еще не обеспечит человеку ни духовности, ни духовного спасения. «Никакой государственный строй, — писал известный философ Ильин И.А. (кстати, его любят цитировать все современные политики), — не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благородства».

Мы часто говорим о том, что у людей есть долг — долг служения Отечеству. А что такое долг? Это — нравственное понятие. Опыт показывает, что никакие законы не предохраняют человека от нарушения долга — только его внутреннее состояние. Тот, кто защищает родину, должен идти в атаку, но ведь можно встать во весь рост и пойти навстречу врагу, а можно сделать все, чтобы этого избежать. Кто определяет — встать или не встать, пойти или не пойти? Сам человек. Именно в этой ситуации работает нравственное чувство. Мировоззрение человека соединяется с его нравственной природой, и он становится героем.

В этом смысле религия — это дело не слабых, а очень сильных людей. Бой выигрывает тот, кто с Богом, кто научился себя поставлять перед лицом Божиим, подвергать себя суду своей совести. В лице священнослужителей РПЦ призывает людей верить в Бога, потому что Бог меняет человека к лучшему, делает его чище, светлее, умнее, счастливее. Ради этого мы и строим храмы. Очень важно, чтобы, построив храм, мы вместе с этим храмом изменились. Так происходит почти везде — появляются храмы Божии, и люди начинают ходить в церковь и молиться, просить у Господа помощи, а Господь снисходит к нашей молитве, помогает нам.

Кузбасс — это регион, где активно развивается экономика, как промышленность, причем высокотехнологичная, так и сельское хозяйство. В мою задачу, конечно, не входит оценка социально-экономического положения области. Но не могу не сказать о том, как меня радуют поля, которые замечательно колосятся и помогают Кузбассу каждый год иметь свой хлеб! Это лицо сельского хозяйства, и успехи не случайны, потому что объем инвестиций, вложенных за последние годы в сельское хозяйство огромный.

Люди издавна кормились от рук своих. Землепашцы, земледельцы были кормильцы Руси. Отрадно сердцу, что возрождается земледелие, потому что без хлеба насущного жить человек не может, и самый главный труд — это труд земледельца. То, что долгие годы труд земледельца не был престижным, — великая беда нашей страны. Сегодня еще нечасто можно встретить то, что видишь в Кузбассе. Здесь труд становится престижным и высокооплачиваемым.

Как говорит пословица, жнущий серп всегда блестит. Так и любая технология, и любая инвестиция начинают работать, когда работает человек, когда у него есть внутренняя сила духа и готовность трудиться. Однако это уже не столько экономический фактор, сколько фактор духовный. Перемены, которые произошли в Кузбассе, являются замечательной иллюстрацией того, о чем сегодня Церковь громко говорит на всю страну. Нужно начинать с духовного, нужно начинать с обращения к Богу. Тогда изменится человеческий фактор. Тогда будет блестеть серп в руках жнущего. Если же человек не будет способен к труду, к самоотдаче, к жертвенному служению, к любви, к созиданию семьи, — то ничто не поможет.

Поэтому я хотел бы в первую очередь призвать молодежь никуда из деревни не уезжать. Здесь открываются рабочие места, приходят новые технологии и правильные управленческие идеи. Здесь можно жить на чистом воздухе, питаться экологически чистыми продуктами, не стоять в автомобильных пробках наших душных мегаполисов, теряя по несколько часов в день только для того, чтобы добраться до работы и вернуться домой уже совсем разбитым и уставшим.

Иногда бывает так, что и работа на селе, самая святая и заветная, труд землепашца, вдруг перестает приносить радость. Человек перестает видеть красоту окружающего его мира. Его не радуют тучные пастбища и пашни. Его не радуют леса и луга. Он погружен в состояние стресса. Нередко это происходит от домашних неурядиц, а чаще всего от злоупотребления алкоголем, и мир Божий закрывается перед таким человеком. Он погружается в свой тяжелый внутренний мир, и некоторые никак не могут найти выход из этого состояния. И мы знаем, как много семей разрушалось и продолжает разрушаться. Как много молодых жизней, особенно наших юношей, обрывается, не успев начаться, — только потому, что внутри что-то работает неправильно.

Вот для того чтобы человек мог преуспевать и материально, и духовно, чтобы на душе был покой, а в голове — ясные цели, чтобы воля к достижению целей не оставляла нас, — нам нужен прочный внутренний стержень. И этим стержнем на Руси всегда была православная вера. Она учит людей, как нельзя поступать друг с другом, чтобы не навлечь на себя гнев Божий, чтобы не обрушить свою жизнь, чтобы не стать изгоем, чтобы не стать несчастным. Церковь учит не от человеческой мудрости. Она передает людям мудрость Божию и лишь просит, чтобы они прислушались к этой мудрости и поняли на собственном опыте то, что говорит слово Божие.

Очень многим, воспитанным еще в духе атеизма, трудно переступить порог храма. Иногда и молодые люди входят в храм и не все понимают, что в нем происходит. Тяжело стоять, хочется выйти, пойти к друзьям. Мой вам совет, особенно молодежи, детям: даже если вы не все понимаете, что в храме происходит, — заходите в храм Божий. Постойте столько, сколько можете, помолитесь от сердца Господу, попросите Его о помощи в вашей жизни. Но и Богу принесите в ответ свою веру и свою готовность жить по Его закону. Эти короткие посещения храмов в какой-то момент откроют для многих непостижимую внутреннюю красоту молитвы и общения с Богом.

Вокруг храма всегда строилась вся жизнь — недаром и в Московском Кремле храм стоит на главной площади. Почему? Да потому, что иначе быть не могло. Все было вокруг храма — и торговля, и ярмарки, и гуляния, и радости, и скорби; и этой духовной силой жил наш народ. Конечно, сегодня мы уже совсем не такие, как наши отцы, деды, прадеды, которые в трудных условиях возделывали эту землю. Сегодня у нас машины и механизмы; у нас прекрасные знания, как нужно возделывать землю, чтобы она давала хороший урожай. Появляются замечательные технологии переработки сельскохозяйственной продукции. Это можно увидеть, проезжая по кузнецкой земле. Все это очень важно объединить в один узел — духовную жизнь, молитву, труд, культурную жизнь, образование, занятия спортом.

Если человек, совершая свой жизненный подвиг, никогда не теряет из виду главного — не теряет Бога, если он стремится жить по Божиему закону, тогда его жизнь становится прославлением Бога — в труде, в профессиональной деятельности, в семейном подвиге, в воспитании детей, в заботе о престарелых, во многих и многих сферах человеческой жизни.

Чему же учит нас воспоминаемое сегодня историческое событие? Оно учит нас очень многому. Люди жили глубокой религиозной жизнью, вера была в центре этой жизни. Когда происходили невзгоды, никому и в голову не приходило объяснять эти катаклизмы политическими, экономическими, социальными или прочими причинами. Не искали вину где-то вдалеке, как бы защищая самих себя от суда Божия. Не рассуждали, что не мы виноваты, а стечение обстоятельств, законы истории и многое другое. Если мы не потеряем такой взгляд на историю, нам многое станет ясно из прошлого и от многого нас может уберечь это в будущем. Вера в Бога дает силы, помогает отделять главное от второстепенного и главному отдавать свои силы и свою жизнь. Мы должны помнить один закон нашей духовной жизни: пока есть вера, есть стержень духовной жизни, есть надежда на будущее.

Мы должны научиться жить, не разрушая прошлое. Опыт истории обогащает человека. Примирение и согласие в обществе вырастают из опыта жизни, из уважения к прошлому страны. Если мы научимся жить в мире со своей совестью, научимся бороться за свои нравственные идеалы, не прибегая к цинизму, бороться за экономическое процветание, ни у кого ничего не отнимая, то в процессе этого созидательного труда у нас вырастут плоды примирения и согласия. Я этого хотел бы пожелать всем нам.

Пусть Господь благословляет землю Кузбасса и всех вас. Пусть Он дарует вам здоровье душевное и телесное, мир и радость в сердце, трудолюбие, целеустремленность — все то, что возвышает человека и помогает ему преображать окружающий его мир. Храни вас Господь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter