Уважаемые участники конференции!
Мы приветствуем врачей Городской клинической больницы № 3 имени М.А. Подгорбунского и участников конференции «Трансплантация органов. Проблемы и пути их решения» в лице хирургов и специалистов данной области современной медицины. Выражаем признательность главному врачуОлегу Аракадьевичу за приглашение на форум, посвященному очень актуальной и важной теме.
Нам видится полезным на таком представительном мероприятии представить его участникам позицию Православной Церкви в области медицинской трансплантологии. Церковное отношение сформулировано в документе «Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви». Позвольте представить основные положения из этого документа, в котором очень определенно указываются именно проблемы и предлагаются пути их решения.
Попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном — искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. По слову Самого Спасителя, он врачевал «всего человека» (Ин. 7. 23).
Современная трансплантология позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были бы обречены на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность. Вместе с тем развитие данной области медицины, увеличивая потребность в необходимых органах, порождает определенныенравственные проблемы и может представлять опасность для общества. Так, недобросовестная пропаганда донорства и коммерциализация трансплантационной деятельности создают предпосылки для торговли частями человеческого тела, угрожая жизни и здоровью людей. Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может основываться только надобровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. Наиболее распространенной является практика изъятия органов у только что скончавшихся людей. В таких случаях должна быть исключена неясность в определении момента смерти. Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого.
На основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26. 19; Рим. 8. 11; 1 Кор. 15. 42-44, 52-54; Флп. 3. 21). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека. Однако посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека.
Практика изъятия человеческих органов, пригодных для трансплантации, а также развитие реанимации порождают проблему правильной констатации момента смерти. Ранее критерием ее наступления считалась необратимая остановка дыхания и кровообращения. Однако благодаря совершенствованию реанимационных технологий эти жизненно важные функции могут искусственно поддерживаться в течение длительного времени. Акт смерти превращается таким образом в процесс умирания, зависимый от решения врача, что налагает на современную медицину качественно новую ответственность.
Важно отметить, что взаимоотношения врача и пациента должны строиться на уважении целостности, свободного выбора и достоинства личности. Недопустима манипуляция человеком даже ради самых благих целей. Врач не должен связывать степень своей ответственности за оказание медицинской помощи исключительно с материальным вознаграждением и его величиной, превращая свою профессию в источник обогащения. В то же время достойная оплата труда медицинских работников представляется важной задачей общества и государства.
Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни.
Подтверждением разумного и уважительного отношения Церкви к медицинскому искусству является и тот факт, что многие врачи, теоретики и практики, соединяли и соединяют в своей личности глубокую христианскую веру и медицинскую деятельность. Лучшие представители древней медицины, причисленные к лику святых, явили особый образ святости — бессребреников, врачей и чудотворцев. В сонме святых Церковь почитает апостола Луку, Косьму и Дамиана, мученика Пантелеимона, святителя Луку (Войно-Ясенецкого). Достойно внимания, что святитель Лука был первым правящим Сибирским архиереем. Осенью 1942 года епископ Лука (Войно-Ясенецкий) был возведен в сан архиепископа с назначением на Красноярскую кафедру, которой управлял до конца 1943 года.
Врачи были прославлены Православной Церковью не только потому, что очень часто завершали свою жизнь мученической кончиной, но за принятие врачебного призвания как христианского долга милосердия.
Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Несомненно, достойно всяческого одобрения и поддержки стремление к совершенствованию форм и методов врачебной практики, облегчающей страдания наших ближних, дающих им надежду на исцеление и воздвигающих их от одра болезни.
Следует осознавать, что с развитием новых технологий и постепенным совершенствованием инструментария и лечебных средств, значительно увеличивающих возможности врача, многократно увеличивается ответственность медиков не только перед пациентом, но и перед всем обществом и тем более — перед Богом. Необходимо помнить, что могущество медицинской науки, не подкрепленное твердым нравственным основанием, может приносить не только добрые плоды.
Думаю, что самое главное состоит в том, что сегодня мы — священнослужители и врачи — открыты друг другу, готовы к сотрудничеству и совместному разрешению существующих проблем. Скажу больше: это особая форма сотрудничества, потому что нас объединяет общее понимание нашей деятельности. В обоих случаях речь идет о служении и о подвиге. Эти слова — из религиозного лексикона, но они в полной мере применимы к врачам и вообще к тем медицинским работникам, кто непосредственно заботится о здоровье людей, пришедших к ним за помощью. Когда мы делаем добро, мы меняем нравственную атмосферу в обществе и даем людям возможность почувствовать, что мы не чужие друг другу, мы свои. Ведь в нынешних нелегких условиях служение врача — это зачастую действительно подвиг.
Дорогие друзья! Желаю всем Вам духовного и телесного здоровья, счастья, успешно трудиться на медицинском поприще спасения человеческой жизни и благополучия в жизни!
Божие благословение да пребывает со всеми вами!