Проповедь о природе и отношении к ней

Проповедь о природе и отношении к ней

«Проблемой века» называют в наши дни вопрос взаимоотношений человека и окружающей его среды. Такая экологическая озабоченность вызвана тревожными сигналами, которые в последнее время все настойчивее подает природная среда окружающего нас мира. Природа бьет тревогу и  все решительнее напоминает человеку, что с ней нельзя общаться, руководствуясь только потребительскими принципами. С каждым днем она накапливает все больше фактов, обличающих человека в его неправильном к ней отношении, и этим как бы предупреждает человека, что приобретенная людьми в последнее время неограниченная власть над ранее неведомыми силами окружающего мира — это своего рода «прометеев огонь», который может как согреть человека, так может его и обжечь. В наши дни, когда окружающая среда меняется буквально у нас на глазах, когда акты человеческой деятельности по своим результатам становятся сопоставимыми с грандиозными природными процессами, мир природы со всей настоятельностью требует, чтобы человеческая деятельность не вступала в конфликт с окружающей средой.

Отношение христианина к окружающей среде имеет исключительную важность. Прежде всего, потому, что оно определяет его отношение к человеку будущего. Жизнь грядущих поколений во многом зависит от нас, от нашей деятельности. И тот след, который мы оставим в природе, будет ли он созидательным или разрушительным, окажет свое влияние и на наших потомков. Согласно Божественному предназначению, в человеке окружающая его среда должна видеть не постороннего зрителя, всего лишь любующегося и наслаждающегося красотами земли, и тем более не стяжателя и хищника, который бы руководствовался только потребительским принципом. Человек как венец всего творения призван изначально Самим Богом оставаться добрым и заботливым хозяином своих богатств. В Священном Писании отмечено, что человек должен был «возделывать и хранить» то величественное царство, обладателем которого он был поставлен Творцом.

Обращает на себя внимание тот факт, что Божественная заповедь о заботливом и бережном отношении к окружающей среде, дана человеку одной из первых. Дарование такой заповеди человеку непосредственно после его явления в мир говорит о многом. Прежде всего, в этом факте человек должен был усмотреть исключительную для него важность окружающей природной среды. Последняя служила как бы храмом, местом обитания, его родным домом. Пребывание же в этом доме налагало на человека священную обязанность позаботиться, прежде всего, о благоустройстве собственного жилища. Заповедь как бы говорила ему, что нормальная природная среда — это одно из важных условий, необходимых человеку для его развития, здоровой жизни и плодотворной деятельности. Такое условие, хотя и было обеспечено человеку, но не оставалось чем-то статическим, заданным раз и навсегда. Оно не давало места человеческой пассивности. Человек как образ своего Творца был призван в своем новом природном жилище к активному творческому труду. Он должен был и поддерживать экологическое равновесие, и вместе с тем трудиться в преобразовании окружавшей его среды. Сотворенный Богом человек воспринимает на себя всю ответственность за созданный Творцом космос и тем самым вступает в единение с природой. С этого момента его судьба и судьба природы становятся неразрывными. Природа как бы вручена или передана Господом человеку, поэтому на человека возлагается ответственность за ее судьбу. Перед человеком поставлена двуединая задача: возрождая и совершенствуя себя, он обязан в то же время возводить к совершенству и все творение.

Грех, вошедший в мир, оказался катастрофическим не только для человека, но и для экологической среды — места человеческого обитания. Нарушено было и богоустановленное единство человека, и окружающего его мира. Хотя природа подчинилась здесь своему непреложному закону и последовала за властелином земли, однако произошло это в негативном плане и оставило деструктивные последствия. В природе, как в зеркале, отразилось первое человеческое преступление: «терние» греха, возымев место в человеческом сердце, произрастило и на земле «терния и волчцы» (Быт.3,18). В течение многих тысячелетий в труде человек познавал, что ему недостает собственных сил, чтобы подчинить себе природу, чтобы в полноте завладеть всеми благами, которыми она обладает. Природа скрывала от человека многочисленные свои тайны и нередко не допускала его к богатствам земли. Вместе с тем она часто поражала и даже устрашала человека своими грозными и могучими явлениями, носящими порой катастрофический характер. Все это иногда приводило к тому, что люди начинали относиться к природе с определенным чувством страха, недоверия и даже агрессивности. Это же чувство, на наш взгляд, породило такие акты цивилизации человеческого общества, как «обуздание» или «завоевание» природы. Однако, христианское сознание не может принять таких выражений. Естественно, никто не станет отрицать того, что природные явления и действия не всегда отвечают замыслам и желаниям человека и часто идут наперекор им. Тем не менее, грубое, агрессивное вмешательство в жизнь природы, как показал многолетний опыт всего человечества, если и приносило кратковременную выгоду, однако со временем оборачивалось еще большим злом. По прошествии нескольких десятков веков житель земли открыл, что природа, или, как говорят ученые, экологическая среда, нуждается скорее в понимании, нежели в завоевании. Природа никогда не враждует с людьми — в этом все больше и больше убеждается человечество. Многое из того, что в ней ранее казалось враждебным и противоестественным, впоследствии воспринималось как неоценимое благо. Человек не раз уже изумлялся и преклонялся пред мудростью окружающей его среды, пред ее удивительной целесообразностью. При всем этом важно отметить, что природу на данном этапе все же нельзя называть совершенной. Совершенство заданно природе, но отнюдь не дано ей. Творческим Божественным замыслом, как уже было сказано, предусматривалось совместное восхождение к совершенству и человека, и природы. Именно поэтому до тех пор, пока человек не пришел к своей конечной цели и не привел к завершению природу, мы не сможем говорить о природном совершенстве.

В наши дни окружающий мир вновь напоминает людям Земли о себе, о своем болезненном, кризисном состоянии. Однако напоминает совсем не для того, чтобы, как считают некоторые, люди отказались от всякого на него воздействия. Человек призван к творческому труду, к преобразованию, к созиданию. Окружающая среда страдает не от того, что человек воздействует на нее, а от того, что такое воздействие нередко бывает неправильным. Ошибки подобного рода имели место всегда, только раньше, когда человеческая деятельность не была столь грандиозной, как в наше время, они были малозаметны.

Причину возникновения экологического кризиса нельзя усматривать и в усилении технической власти человека. Нередко считают, что техника враждебна природе, что она вступает с нею в конфликт и что все те бедствия и нестроения, которые испытывает и переживает окружающая среда, пришли вместе с техникой. У кормила техники стоит человек, и только от него зависит, служат ли технические достижения преобразованию природы или же ее разрушению. Техника не несет ответственности, если она используется неправильно, в ущерб природе. Такая ответственность целиком ложится исключительно на человека. Вот почему так важны те принципы, которыми руководствуется человек, входя в общение с природой. Если они добрые, нравственные, основанные на отеческом, сознательном отношении к природе, то человек никогда не будет враждебен природе и никогда не принесет ей вреда. И наоборот, если человек руководствуется корыстными, эгоистическими побуждениями и сознательно вступает в конфликт с природой, заранее предвидя тот ущерб, который будет им нанесен окружающей среде, то ни о какой гармонии между человеком и природой не может быть и речи. Сами же действия такого рода не могут быть названы иначе, как преступные.

Обратимся к причинам постигших Россию стихийных бедствий в прошедшее знойное лето 2010 года. Жизнь не по Богу и не по Божией правде влечет за собой опасные для человека последствия. Церковь называет это наказанием за грех. Мы наказали самих себя своими злыми деяниями, а Бог попустил свершиться этим опасным последствиям нашего греха. Причина пожаров, именуемая «человеческим фактором», — либо злой умысел, либо варварское отношение к природе тех, кто настолько привык служить эгоистическим желаниям, что считает совершенно безразличными любые последствия своих деяний. В уничтожении народного достояния и физической гибели людей виновны и все те, кто загрязняет наши леса. Выйти в лес невозможно поблизости больших городов: это мусорная свалка, колоссальное количество битого стекла, пластмассовых бутылок и пакетов — всего того, что увеличивает силу солнца и способствует самовозгоранию леса в условиях жары. Мы сжигаем самих себя.

Разве это не грех? Разве человек, расчистивший свое внутреннее пространство для Бога, наведший порядок в своем сердце, — разве он загрязнит мир вокруг себя всем тем мусором, который губит природу вокруг наших крупных городов и сел? То, что лес загорелся, — это естественный ответ на пресловутый человеческий фактор, в основе которого — грех людей.

Страна очень пострадала и страдает от того, что происходит. Наше национальное богатство выгорает на наших глазах; мы становимся беднее, мы теряем человеческие жизни, и не только тех, кто погиб от огня: много людей слабых умерло от удушья, от тяжелейших условий жизни в больших задымленных городах.

Господь попускает эти беды для того, чтобы мы стали другими. Природа принадлежит Богу — Он ее создал и вручил нам, а мы обязаны заботиться о сокровище, что вручено нам Господом. Важный вывод должен сделать человек. Каждый обязан задуматься о своей ответственности пред Богом за самого себя, за ближних своих, за природу, за окружающий нас мир. Мудрость человека заключается в способности усваивать уроки. Дай Бог народу нашему, прошедшему через это огненное испытание жаркого лета 2010 года, усвоить духовный урок, который мы сами себе преподали.

Любовь, притяжение человека к природе значительно усилились в наши дни. Такое тяготение к окружающему нас природному царству наблюдается во всем мире. Но особенно оно заметно в нашей стране, где проводится большая работа по оздоровлению природы. Достаточно сказать, что подобного законодательства, какое принято в нашей стране по охране природы, мировая практика еще не знает. У нас все направлено к тому, чтобы сблизить, породнить человека с природой, чтобы привить к природе любовь, чтобы воспитать в человеке сознательное к ней отношение. Строительство в нашей стране и Кузбассе созидательной и достойной человека жизни немыслимо без заботы о природе. Такая забота должна стать нормой гражданского поведения нашего соотечественника, безгранично любящего свою Отчизну, ее природные богатства, неповторимую красоту ее необозримых просторов.

Природные богатства принадлежат всем людям Земли. Они являются общественным достоянием и не должны попадать в руки тех, кто руководствуется желанием коммерческой выгоды, страстью жадности,  или жаждой мести. Только в условиях мирного сосуществования и ответственного созидания возможно восстановление экологического равновесия. Христиане, исповедующие евангельские идеалы также должны внести свой посильный вклад в благородное дело оздоровления и преобразования природы. Этого требует Божественная заповедь (Быт.2,15). Этого ждет окружающий вас мир.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.