Слово на торжественном акте, посвященном 20-летию основания Кузбасской духовной школы

Ваше Преосвященство, владыка Иннокентий! Дорогие преподаватели, отцы, братья и сестры!

В содержании Рождественского тропаря мы слышим всем известные слова: “Христос воссиял мирови как Свет разума”. На этом торжественном Акте нам видится важным поэтому коснуться такой темы как понимание цели богословского образования. Для учебного духовного заведения это центральная темы. Это ключевой вопрос, без правильного ответа на который семинарское образование будет тормозиться. Мало кто из выпускников может навскидку ответить на вопрос: «А зачем тебе образование? Может быть, тебе достаточно изучить порядок службы?» Некоторые так и считают: достаточно овладеть навыком произнесения проповедей по книжкам, изданным еще в XIX веке, и всё, больше ничего не нужно.

Почему нам нужно образование? А потому что убедить современного человека гладким, с правильно подобранными цитатами, произнесением проповеди, правильным совершением богослужения (что само по себе очень важно), в том, что он должен открыть свое сердце Христу, посещать храм, воцерковиться, — невозможно. Для того чтобы, общаясь с людьми, вы могли открыть для них красоту Православия, вам нужно поделиться с ними своим собственным внутренним опытом, своим мировоззрением. А из чего складывается мировоззрение? Конечно, из знаний. Нужно знать, и знать неплохо, то, что знает современный человек. Без научного компонента мировоззрения сегодня невероятно сложно общаться с людьми, тем более — и самое главное — быть убедительными.

Будущий священнослужитель выходит из стен семинарии или академии не в вакуум и не в прошлый век — он идет навстречу современному обществу с его вызовами, с его темпом жизни, с его скоростями передачи и обработки информации. Он должен быть обеспечен необходимым корпусом знаний и навыков, чтобы быть не только человеколюбивым пастырем (что в первую очередь необходимо сформировать в личности священника), но и интеллектуально соответствовать ожиданиям общества.

Однако совершенно очевидно, что нужен и духовный образовательный компонент. Когда знание истории, литературы, философии соединяется с богословским фундаментом, когда человек обретает духовный опыт — опыт молитвы, опыт участия в таинствах, опыт прикосновения к святыне, — тогда человек обретает внутреннюю силу и способность очень убедительно отвечать на вопрошания наших современников.

Вот почему нужно расширять свой кругозор, вот почему нужно изучать и святых отцов, и догматику, и историю Церкви. Вот почему нужно знать церковное искусство — потому что оно связано с общей историей искусства, а в искусстве отображается духовный поиск каждой эпохи. Все это огромное пространство духовной жизни, и если человек в студенческие годы входит в мир духовной и интеллектуальный культуры, то постепенно у него формируется не просто эмоциональное отношение к вере и к Церкви, — потому что ему нравится мерцание лампад, пение, покой, — но он еще и умом начинает понимать значение всего того, что ему открывает Церковь.

Святитель Григорий Богослов отмечает: «Надо сначала очиститься — потом очищать; умудриться — потом умудрять; стать светом — потом просвещать; приблизиться к Богу — потом уже приводить к Нему других; освятиться — потом освящать». Источник этого Божественного света — Церковь и ее Таинства, прежде всего, Святая Евхаристия. Желаю вам чаще приступать к Евхаристии как к главному источнику вдохновения, внутреннего мира, внутреннего содержания, которое вы будете передавать другим. Сегодня особенно актуальны слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся«. Наверное, больше всего сегодня не хватает именно духа мирного. Люди раздерганы, взвинчены, каждый — словно пороховая бочка: поднеси фитиль, и он взорвется. Наша задача номер один — стяжать дух мирен, а задача номер два — передать этот дух другим.

Хочу подчеркнуть, что без личного духовного опыта, без опыта молитвы ничего не получится. Когда мы сталкиваемся со студентами, интеллектуально ориентированными на компьютеры, на современные технологии, которые хорошо во всем разбираются, но почему-то в храме не любят бывать, молиться не любят, — это плохо, очень плохой симптом, потому что наша религиозность проявляется в первую очередь в молитве.

Что же такое религиозная жизнь человека? Становясь верующими, мы начинаем жить религиозной жизнью или, по крайней мере, должны начать жить такой жизнью. Каковы параметры этой жизни? Кто в ней участвует? На что она нацелена? В религиозной жизни две составляющие силы — Бог и человек. Религиозная жизнь начинается тогда, когда замыкается связь между человеком и Богом, когда Божественная благодать приходит в человека, когда она распространяется на его душу, на его тело. Вот тогда и начинается особая жизнь, но она требует от человека усилий.

Приведу пример, очень хорошо понятный тем, кто живет в Западной Сибири, особенно в Кузбассе. Бог дал нам великие дары — наши ресурсы, которые находятся в земле, в том числе уголь и золото. Миллионы лет эти ресурсы пребывали в этой земле. Что же сделал человек, чтобы использовать эти ресурсы? Ему нужно было получить соответствующее образование, накопить знания, опыт, навыки, технологии, приложить огромные усилия, так что целые поколения людей в тяжелейших условиях работали, проводили геологические изыскания, а затем прокладывали дороги — автомобильные, железные, научились технологиям добычи земных недр. Что было бы, если бы не было Божьего дара и не было бы этих ресурсов? Не было бы и усилий. Ресурсы начинают работать, служить людям тогда, когда человек использует Божий дар, когда он вкладывает свои силы, когда он идет навстречу Богу. Важно только, чтобы эта работа производилась с верой, с великим благодарением Господу, чтобы каждый, кто питается от этих ресурсов, — и богатый, и среднего достатка, и, может быть, даже очень небогатый человек сказали бы: «Господи, благодарю Тебя за этот дар, но и я делаю что-то, чтобы этот дар заработал для меня и для моих ближних».

Вот пример того, что происходит в религиозной жизни. Бог дает Свою энергию, а мы можем принять ее или отвергнуть, мы можем усилить наши отношения с Богом или ослабить. Бог в это не вмешивается. Мы свободны. Наши предшественники прошли через эпоху, когда люди отказались от Бога. Им казалось, что они всё могут сделать сами. Хотели построить благополучную, богатую, справедливую жизнь — и не удалось. Этот пример тоже должен помочь нам понять, что такое религиозная жизнь. Мы получаем Божественный дар, мы совершенствуемся как личности, как общество, как народ тогда, когда мы трудимся вместе с Богом, когда мы живем по Его закону, когда мы исполняем Его слово, когда мы возрастаем от силы к силе, потому что целью религиозной жизни является полнота человеческой жизни. Полнота — это то, что переходит границы физической жизни. Это жизнь вечная с Богом в Его Небесном Царстве.

Пусть Господь всем нам поможет укрепиться в вере, осознать свою личную ответственность пред Богом, понять, что в ответ на Божественный дар, который дан каждому человеку, мы должны развивать свои собственные усилия, чтобы воспринять этот дар и принести великий плод — для самих себя, для ближних своих, для народа нашего.

Хотел бы пожелать вам, чтобы замечательные внешние условия вашей жизни сочетались с духовным, интеллектуальным поиском, который бы поднимал вас, делал сильными, свободными, разумными делателями на ниве Христовой, способными оказывать воздействие на окружающий мир. Прошло время середнячков в Церкви. Сегодня в Церкви должна быть духовная, интеллектуальная элита. Конечно, Церковь принимает всех. Один может подняться до такого уровня, другой нет, — каждому найдется свое место. Но как важно для нас иметь сегодня многих священников, которые могли бы говорить о Христе современному миру, защищать Христа, защищать Его Церковь-мученицу.

Важной особенностью современного пастырского служения, как отметил Святейший Патриарх КИРИЛЛ, обращаясь в сентябре этого года к клирикам РПЦ, должно быть то, что служение духовенства не должно ограничиваться храмовой оградой.

«Прошу вас всех, отцы, — трудитесь, не покладая рук. Забудьте о том, что местом вашего служения является только храм. Когда все были верующие, батюшка молился в храме, звонарь звонил на колокольне, и верующий народ стекался на молитву. Но мы с вами живем в такую эпоху, когда звонарь может хоть надорваться, а в Дом Божий никто не придет. Вот для того чтобы люди пришли в церковь, вашим местом служения должен быть не только храм, но и общество», — сказал Патриарх.

По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, священники должны тесно взаимодействовать с общественностью, с деятелями культуры, педагогами — со всеми, кто оказывает влияние на формирование современного человека.

Священник призван быть разносторонне развитым человеком, ведь он общается с людьми разных профессий и с каждым должен уметь говорить на его языке. Поэтому считаю важным развивать сотрудничество с естественнонаучными вузами, приглашать их профессоров читать лекции в наших учебных заведениях. Со своей стороны мы также готовы, откликаясь на соответствующие просьбы, читать лекции или даже курсы в тех светских вузах, включая вузы технические, у которых есть интерес к получению сведений о современной богословской науке.

Знакомство светских педагогов, ученых и особенно студентов ВУЗов Кузбасса с системой образования Русской Православной Церкви должно обязательно включать посещение семинарии, поскольку даже этот современный интерьер помогает понять, что здесь занимаются делом нужным.

Мы не должны мешать современному человеку прийти ко Христу — ни через нашу внешность, ни через наши одежды, ни через среду нашего обитания. Однако среда не должна быть столь роскошной, чтобы отталкивать людей, так чтобы кто-то сказал: вот дворец построили, живут так, как никто не живет. Это крайность. Но очень важно создавать среду обитания, удобную для студентов и одновременно открытую для современного человека, среду, которая не создает средостения.

Святейший Патриарх Кирилл отметил также, что пастырское служение — тяжелый, но невероятно вдохновляющий труд, поскольку силы для него дает Сам Бог. «Все вы молодые, энергичные, хорошо образованные люди. Не расслабляйтесь ни в коем случае! Никакой лени, никакого удовлетворения достигнутым», — заключил Предстоятель. Это Патриарший наказ, завет и призыв для всех нас – священнослужителей Христовой Церкви.

Наше общество сегодня многого ждет от священников. Образцового поведения, высокой культуры мысли, высокой культуры слова. Умения давать ответы на острые вопросы нашей жизни — морально-этические, общественные. Конечно, не надо потакать попыткам создавать образ идеального священнослужителя. Это не так, и так никогда не будет. Священники — люди, и они совершают ошибки. Это люди, которые обладают разными талантами, разными способностями, разными знаниями, разным уровнем образования. Но если священник, особенно выступающий публично, плохо образован и при этом еще и стремится поучать всех и вся, общество сразу формирует карикатурный образ. Мы не намерены оправдывать недостойное поведение наших собратьев, но считаем необходимым делать все для того, чтобы повышать духовный, культурный уровень нашего духовенства.

Вы помещены в особые условия — семинария в городской среде. Дай Бог, чтобы все то, что вас окружает в этом мегаполисе, все соблазны города не разрушили вашего призвания, не подорвали ваших сил, но чтобы вы использовали то время, которое Бог предоставил вам, для того чтобы стать сильными, свободными, преданными Богу людьми.

Наши духовные школы как раз и есть те места, где готовится закваска духовной жизни нашего общества. В этом смысле на них — большая ответственность. Апостол Петр говорит: «Пасите Божие стадо, …охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр. 5:2-3). Этими богодухновенными словами должна быть пронизана вся система нашего духовного образования, ибо в реализации этого поучения заключается ее подлинный смысл.

Обучение, которое вы проходите в стенах духовных школ, имеет значение не только для вас лично, ваших близких и тех людей, которым вы впоследствии, когда станете священниками, сможете оказать реальную пастырскую помощь. Оно имеет значение сегодня для всей нашей страны и всего народа, потому что сегодня народ как никогда нуждается в слове Церкви и ее присутствии во всех сферах жизни. Сегодня нужно, чтобы Церковь в лице своих самых достойных и образованных представителей обращалась к людям со спокойным словом, которое может утешить, умиротворить их и наставить на путь истинный.

 Помогай вам Бог.

О СМИ.

Сегодня мы окружены негативом, который льется через СМИ, приходит через окружающих нас людей. В обществе очень высок градус агрессии, люди недовольны окружающим миром, материальным положением, многими другими аспектами своей жизни, и это недовольство они выплескивают друг на друга и в общественное пространство, в том числе через СМИ и интернет». Дополнительные возможности выплескивать свою агрессию создает анонимность в блогосфере, отметил далее иерарх: прячась под вымышленными именами, люди могут писать что угодно, не опасаясь, что их обнаружат.

Сегодня как никогда Церковь должна нести людям позитив. Господь наш Иисус Христос учит не отвечать злом на зло — когда нас бьют по одной щеке, мы должны подставить и другую. Значит ли это, что мы должны пассивно воспринимать то, что происходит вокруг нас? Нет. Мы должны защищать Церковь, отвечать на нападки, но не оправдываться, а доносить до людей тот позитив, которым Церковь живет.

Сегодняшним семинаристам очень важно не только усвоить ту сумму знаний, которую дает духовная школа, но и получить определенный «позитивный заряд», которым они впоследствии смогут поделиться с людьми. Для того, чтобы овладеть этим искусством, надо работать над своей душой: «Что у человека внутри, то и снаружи, и редко кому удается скрыть внутреннюю темноту под личиной света». Если же кто-то и пытается это сделать, то люди быстро распознают фальшь и не верят проповеднику, который уподобляется фарисеям, напомнил архипастырь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter