Слово на традиционном августовском Педсовете сотрудников Богословских курсов 25 августа 2010 года

Возрождение Православия в Отечестве сопровождается значительным развитием православной системы образования, возникновением множества церковно-приходских воскресных школ, православных гимназий, образовательных средних и высших учреждений, формирующих свои программы на основе православного мировоззрения. Основательный фундамент уже заложен, но эту систему требуется укреплять и расширять.

Практическая образовательная деятельность, которую ведет Церковь, наиболее широко представлена в устройстве воскресных школ на приходах. Именно в них совершается самое массовое религиозное образование детей и взрослых, происходит знакомство с основами Православия, Священным Писанием, Церковной историей, Православным богослужением. Важно помнить, что основная задача воскресных школ — не сообщение информации, а воспитание в учащихся веры и благочестия. Чтобы поддерживать необходимый уровень преподавания, созданы и работают курсы усовершенствования педагогов.

В прошедшем 2009\2010 учебном году в Кемеровской области созданы два православных общеобразовательных заведения в форме гимназий. В них нужно соединить высокий уровень общих знаний и православной культуры, церковности и благочестия. Сочетание веры и знания, энтузиазма и опыта наставников и учителей православных гимназий, усвоение и практическое применение лучших русских педагогических традиций поможет сделать их примерными и образцовыми культурно-образовательными центрами, представляющими значительный интерес не только для православных учителей, но и для отечественной системы образования в Кузбассе. В православных гимназиях осуществляется принцип целостности в образовании и воспитании, базирующийся на единой основе традиционных нравственных ценностей.

Кроме того, на наш взгляд полезно обсудить возможность создания и специальных православных учебных заведений, таких, например, как училища сестер милосердия и сестер-сиделок, учительских семинарий, православные курсы по подготовке референтов, учителей-репетиторов, библиографов. Целесообразным является организация в высших учебных заведениях теологических кафедр, миссионерских, педагогических факультетов и специальностей, связанных с углубленным изучением Православной культуры и истории Церкви, церковного искусства и пения. Институт имеет государственную аккредитацию и педагоги, преподающие в воскресных школах, могли бы проходить необходимую профильную подготовку при ВУЗе.

Педагогический совет, который собрал нас сегодня перед началом нового учебного года, думается, полезен и стал традиционным.  Основная цель такого Совета — расширение сферы и обобщение опыта религиозного образования, а также углубление сотрудничества с государственной системой образования. Нам видится полезным обсудить преподавание вероучительных дисциплин во всех типах школ, проблемы русской школы в Кузбассе, рассмотреть вопросы православного осмысления гуманитарных и естественно-научных дисциплин и православной педагогики, а также семейного и дошкольного воспитания. Важной темой для педагогического совета должна являться работа с молодежью, православное просвещение в местах лишения свободы, взаимодействие Церкви и Армии, противосектантская деятельность, развитие духовно-художественного и музыкального воспитания. Актуальным может быть в работе педагогического совета и рассмотрение развития православной книгоиздательской деятельности в рамках Епархии и Кемеровской области.

Возрождение Русской Православной Церкви и создание системы православного образования поставило ряд важных задач. Далеко не последнее место среди них занимают проблема получения богословского образования. Богословское образование — важная и неотъемлемая часть религиозного образования, в том числе и православного образования мирян.

Необходимо рассматривать как первоочередные задачи — создание необходимых учебных пособий и программ. Это входит в число вопросов для педагогического совета.

Богословское и религиозное образование может и должно сыграть определяющую роль для усиления позиций христианства в современном обществе, для глубокого знакомства со своим собственным преданием и для развития диалога с другими религиозными традициями. Богословие для мирян нуждается в определенной направленности, в особом подходе с учетом реалий настоящего времени. Содержание учебных пособий должно способствовать воцерковлению науки и культуры, людей, причастных им.

Язык и стиль преподавания должны быть интересны и понятны современному человеку. Необходимо учитывать менталитет современного человека, понять его проблемы. Говорить с ним надо на его языке, не оскорбляя назойливыми обличениями в бездуховности и неблагочестии. Сама церковная миссия и проповедь Евангелия должны быть адекватны условиям, в которых живет современный верующий.

Для оптимизации деятельности епархиальных отделов религиозного образования и катехизации необходимо серьезно озаботиться комплектованием штата квалифицированными специалистами. Кроме того, следует организовать постоянное сотрудничество с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации (особенно актуален данный вопрос для удаленных Сибирских и Дальневосточных епархий Русской Православной Церкви).

Актуальным видится создание методических объединений учителей «Православной культуры» на региональном, муниципальном и районном уровнях. Эффективными средствами повышения уровня богословского образования  могут  стать  стажировки  выпускников  и  преподавателей  в ведущих   учебных   заведениях,   обмен   преподавателями   и   студентами, индивидуальные программы для специалистов и т.п.

Наш педагогический совет должен обсуждать и искать ответа на насущный вопрос, какое необходимо богословское образование в современный момент. Важно своевременно дать анализ актуальным проблемам в нашем обществе, наметить или найти пути их решения. Отметим главные задачи современного миропонимания в свете православного осмысления. Это вопросы о человеческой свободе, творчестве, развитии цивилизации, пределах научного и технического прогресса, путях спасения в современном мире. Необходимо уметь давать ответы на вопросы и проблемы, которые ставит биология, современная генетика, медицина, развитие новых технологий, вторгающихся в сокровенные глубины человеческой жизни. По сути, перед нами сейчас стоит двойная задача. Во-первых, помочь церковным людям преодолеть негативное отношение к светской литературе, науке, обществу. Во-вторых, помочь «светским» людям (то есть большинству граждан страны!) открыть для себя ценности христианства и богатство церковной традиции. Необходимо учитывать менталитет современного человека, понять его проблемы. Мы должны говорить с ним на понятном языке, не оскорбляя назойливыми обличениями в бездуховности и неблагочестии. Сама церковная миссия и проповедь Евангелия должны быть адекватны условиям, в которых живет современный верующий.

Целесообразно создать систему непрерывного православного образования — от детского сада до вуза, и те регионы, школы, которые уже приобрели такой опыт, развивают его, должны послужить опорой для решения этой задачи.

Современное богословское образование должно, не теряя своей верности в православной традиции, отвечать на проблемы, которые ставит перед современным человеком общество, светская культура и наука. Для этого необходимо тесное взаимодействие богословского и общегуманитарного знания.

Без выработки открытого христианского взгляда на самые трудные проблемы истории и современности нельзя говорить о полноценном богословском мышлении, творческом развитии православного богословия. Важную роль в современном мире играет диалог. Диалог между различными культурными и религиозными традициями, межконфессиональный диалог. Абсолютно необходимо умение и желание слушать и понимать другого, даже если мы сильно отличаемся во взглядах на религию и культуру. Это не означает уклон в сторону синкретизма, но внимание к другой традиции, стремление ее понять и желание воспользоваться плодами многообразия конфессий и религий. Святой Ириней Лионский писал: «Существует только один Бог, Который от начала до конца, через различные формы икономии, приходит на помощь человечеству». Открытость к диалогу — это непременное условие нормальной церковной жизни, а значит и развитие православного богословия.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter