Поздравление с началом Рождественского поста 2009 года

Православная Церковь и христиане вступили в период Рождественского поста. Для чего нужен нам пост и кем был установлен? Каким образом нужно проводить христианину пост? Ответы на эти вопросы полезно знать каждому.   Даже из обыденной жизни мы знаем, что когда человек серьезно чем-либо занят, то он часто забывает о пище. Тем более, когда требуются усилия человеку в наиважнейшем делании — над своей душой, то при чрезмерном употреблении пищи просто невозможно будет сосредоточиться и молитвенно настроить себя для духовного бодрствования. Древние мудрецы: “Нужно есть, чтобы жить, а не жить, для того, чтобы есть!”

Начало поста было положено ещё в раю, когда Бог заповедал нашим прародителям не вкушать от древа познания добра и зла. Немало примеров поста указано и в Писании как Ветхого, так и Нового Завета.

а) Пророк Моисей постился в течении 40 дней на горе Синай;

б) пророк Илия также постился в течении 40 дней, когда шел к горе Хорив для беседы с Богом;

в) пророк Даниил и три отрока постились при дворе Навуходоносора, и Бог наградил их за это здоровьем и успехами в науках;

г) весь народ еврейский в важных случаях или трудных обстоятельствах соединял общественную молитву с постом, а также обязательно постился в день очищения;

д) в Новом Завете святой пророк Иоанн Креститель приготовлял себя к служению строгим постом в пустыне;

е) Сам Христос освятил пост Своим примером, заповедав и христианам поститься, но не лицемерно, ибо только такой пост будет Богоугодным (Мф. 4, 1-2; 6, 16-18);

ж) святые апостолы часто проводили время в бдениях и пощениях, поучая этому и верующих (1Кор. 7, 5).

Рождественский пост (или “Филиппов” от дня памяти апостола Филиппа, совершаемой Церковью 14 ноября) бывает перед праздником Рождества Христова и продолжается 40 дней — с 15 ноября по 25 декабря. Он установлен для того, чтобы предварительным подвигом воздержания приготовиться к достойной встречи Рождества Христова. Установление поста относится к древним временам христианства: с IV века уже есть ясные на него указания; окончательно Церквью он был установлен на соборе, бывшем в 1166 году. По словам св. Симеона Солунского: “Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись 40 дней, получил Закон Божий, начертанный на каменных скрижалях. Мы же, постясь четыредесять дней, приемлем живущее Слово не на скрижалях каменных написанное, но воплотившееся и родившееся от Девы”. Святой Иоанн Златоуст учит: “Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра, нет сильнее человека, искренно молящегося и постящегося”.

Как проводить пост? Посты имеют важное и благотворное значение в жизни христианина, ибо способствуют активной жизни и возвышению духовой природы, укрепляют волю и дают твердость характеру, свидетельствуют о нашем послушании Матери Церкви. Пост представляет собой богоугодную жертву, которой привлекается благословение Божие. Чтобы посты действительно были угодны Богу и благотворны мы должны:

1)  в постные дни не употреблять недозволенного в пище, а постную пищу употреблять умеренно и в назначенное время;

2) оставить греховные привычки и наклонности, творить добродетель, поститься нелицемерно, чтобы труд поста не выставлять перед людьми, но приносить Богу;

3)  чаще в период поста посещать храм Божий, чаще молиться дома, чаще исповедоваться и причащаться.

Когда наступает Рождественский пост, Церковь в храмах просвещает христиан особыми чтениями Священного Писания. Слово Божией оказывает сильное действие на душу человека, оно глубоко проникает в его сердце, оно дает нам «свет и разум», делает слушателей как бы участниками воспоминаемых событий и так просвещает сердце человека, что он яснее идит свое отношение к Господу Иисусу Христу, к Его слову и Божественному закону. Особенно благотворно действует на душу верующего евангельское повествование о страданиях Спасителя и крестной смерти, потому что помогает раскрыть нам состояние нашего сердца, состояние нашей собственной души.

Начиная спасительное поприще Рождественского сорокодневного поста, Церковь Святая призывает нас в слове Божием очистить свою душу трудами покаяния, чтобы со светлой радостью и чистым сердцем достойно встретить двунадесятый праздник Рожедства Христова.

Святые дни рождественского поста мы должны посвятить тому, чтобы преодолевать в себе тяготение греха. Эта сладость греха заложено диаволом в испорченную человеческую природу через грехопадение первых людей. Апостол Павел ясно говорит: «То делаю не то что хочу, а то делаю чего не хочу делать».

Для того, чтобы борьба с грехом была успешной, нужно понимать, что из себя представляет грех. Когда мы согрешаем, то совершаем противное Божией воле, то есть как бы отказываемся от Бога. Сознательно это не происходит, мы остаемся людьми верующими, но если мы отказываемся совершать Божью волю, то отказываемся от Него, вытесняем Бога своими мыслями, словами, делами. Конечно, мы этого не хотим, но делаем это всякий раз, когда совершаем грех.

Что же происходит, когда мы Бога вытесняем? Кто заменяет место Бога в нашей жизни? Место Бога в нашей жизни мы занимаем сами. Не Бог, а собственное «я» становится в центре человеческой жизни. Совершая грех, мы от Бога отступаем.

Если же за грехом наступает обращение к Богу, то мы восстанавливаем утраченную позицию. Мы сохраняем в себе силы общения с Богом. Что же находится внутри этого обращения? Просто желание быть с Господом или нечто большее? История избранного израильского народа свидетельствует, что пророки, которые обращались к народу с призывом обратиться к Богу, всегда сопровождали этот призыв призывом к покаянию. Предтеча Иоанн крестил крещением покаяния. Святой Иоанн — пророк. Его проповедь, как и проповедь всех других ветхозаветных пророков, содержала в себе этот призыв к покаянию. Когда же пришел Господь, то и первые слова Спасителя, когда Он вышел на служение, заключали в себе тот же самый призыв: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие».

В покаянии мы снова возвращаем Бога на свое место в нашей жизни, мы себя потесняем, уступая место Богу. Если не будем потеснять себя, то никогда не уйдем с этого центрального места, и Бог навсегда уйдет из нашей жизни как бы мы ни уверяли себя в том, что мы верующие люди.

Важно помнить, что покаяние — это и есть обращение к Богу. Не может быть обращения без покаяния, а без обращения не может быть и возвращение Бога в нашу жизнь. Отказываясь от своего собственного «я», мы восстанавливаем тот порядок жизни, который Богу и было угодно учредить при творении мира и человека. В покаянии мы как бы воссоздаем Божий замысел о мире и человеке.

Вот почему покаяние есть одно из самых значимых измерений религиозной жизни человека. Нет покаяния — нет и религиозной жизни. И никакие самые мудрые религиозные философии, никакие самые прекрасные слова не могут ничего изменить в жизни человека, если у него нет опыта покаяния. Святой пост и дается нам для того, чтобы мы обрели этот опыт, особенно если он утрачен.

Подлинное покаяние требует перемены мыслей, изменения жизни. Общеизвестно, как трудно совершить эту перемену, как грех притягивает к себе, как многократно мы его повторяем. Но если за время святой Рождественской Четыредесятницы мы сумеем победить через покаяние хотя бы один грех и одно греховное влечение, то уже одержим большую победу над собой. Конечно, Бог, видя наш труд, даст нам просимое.

 Да поможет нам Господь совершить этот первый шаг во славу Его и себе во спасение!

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter