Проповедь в Крестопоклонную неделю Великого поста 11 марта 2007 года

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…»

Такими вдохновенными и содержательными словами святая Церковь Христова, братья и сестры, укрепляет и ободряет нас на пути ко спасению и совершенству. Неделя Крестопоклонная – это преполовение Великого Поста, на который мы с вами вступили, чтобы достойно встретить Светлое Христово Воскресение.
Крест Господень есть щит, оружие против диавола и знамение победы над ним. Он – неисчерпаемый источник животворящей, благодатной силы.

Когда наступает Великий пост и приближаются дни воспоминаний страдания Иисуса Христа, Церковь приготовляет к этим дням верующих особыми чтениями Святого Евангелия. Слово Божие оказывает сильное действие на душу человека, оно глубоко проникает в его сердце, дает нам «свет и разум», делает слушателей как бы участниками воспоминаемых событий и так просвещает сердце человека, что он яснее видит свое отношение к Господу Иисусу Христу, Его Слову и Божественному Закону.

Особенно благотворно действует на душу верующего христианина евангельское повествование о Страданиях Спасителя. Здесь нет ничего лишнего, все просто и кратко, но каждое слово необходимо, каждая подробность имеет свое значение – они внезапно могут раскрыть перед нашим внутренним взором то, чего раньше не знали, раскрыть нам состояние нашего сердца, состояние нашей собственной души.

Святая Церковь учит, что Сын Божий сошел с небес и воплотился нас ради и нашего спасения. Что же такое спасение? По обычному словоупотреблению «спасение» означает избавление от какой-либо беды, опасности и возвращение мира духовного, спокойствия и благосостояния. С религиозной точки зрения спасение есть избавление человека от греха, проклятия и смерти и возвращение человека в такое состояние, в каком он находился до грехопадения.

Грех наших прародителей нарушил тот благодатный союз, полный любви, который существовал между Творцом и Его творением. Спасение человека состояло в том, чтобы восстановить первоначальный союз Бога с человеком, который существовал до грехопадения. Для этого необходимо было возродить пораженную грехом природу человека, сделать ее способной к новой святой жизни и загладить, отпустить грехи человеческого рода.

Дело спасения человека обнимает всю жизнь Спасителя на земле, которая была подготовкой к величайшему акту любви Божественной, к Голгофской Жертве. Крестная смерть послужила основанием прощения грехов для людей (Мф. 20, 28), посредством нее совершается «примирение» человека с Богом. Апостол Иоанн Богослов учит: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4, 9-10).

Голгофа явилась местом встречи любви Бога и человека, а Крест Христов стал могучим орудием, перевернувшим весь мир, всю человеческую историю. В кресте Христовом все наше спасение: через Него дается нам отпущение грехов, через Него изливается на нас богатство благодатных даров, в Нем – вся наша сила, радость и все наше упование. (ЖМП, 1953, № 3, с. 46).

Через Крест Господень человечество вновь обрело утраченное им сыновство, наименование чад Божиих.
Крестом Господним попрана смерть духовная и дарована нам возможность вступить в Царство Небесное. Ветхозаветное человечество жило в неведении о своем загробном существовании. Крест Господень отверз нам двери в Царство Небесное, которое начинается здесь на земле, как жизнь в Боге, и завершается за гробом, как блаженное богообщение. Смерть духовная уже не властвует над человеком, о чем свидетельствует апостол Павел, восклицая: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1 Кор. 15, 53-56).

Не для одного только воспоминания Церковь Божия предлагает нам совершать изнесение Креста и поклонение, — она и поучает нас этим святым обрядом. Помощь Креста Господня необходима всем нам на пути к достижению Царства Небесного. Святой апостол Павел говорит, что Крест для нас, спасаемых, есть сила Божия (1 Кор. 1, 18). Спасение достигается верою в Распятого и Воскресшего Иисуса Христа, исполнением Его святых заповедей, призыванием Его святого имени и животворящей силы Креста. Крест неотделим от спасительного имени Иисуса Христа.

Крест Христов укрепляет наши духовные силы на пути в Царство Небесное, разрушает все наветы и козни врага нашего спасения – диавола, который ничего так не боится, как Божественной силы и знамения животворящего Креста Господня. Жизнь христиан и святых являет множество примеров, свидетельствующих о чудесном действии и необыкновенной силе Креста Господня и крестного знамения. Преподобный Нил Сорский отмечает: когда Крестом Христовым с верою знаменуются лоб, сердце и прочие части тела, то разрушается сила врага и злые демоны с трепетом бегут от нас. В одном житии повествуется, что Киприану – волхву, имевшему общение с злыми духами, бесы сознались, что они не могут зреть крестное знамение, но бегут от него. Ибо оно, как огонь, попаляет их.

Крест Христов – прообраз нашего креста, с которым связывается вся наша жизнь со дня Крещения – нашего духовного рождения – до самой смерти. Возлагаемый на каждого из нас в купели крещения крест мы носим на груди, как символ нашего спасения. Знамением Креста мы осеняем себя ежедневно в молитве во имя Святой Троицы, с крестом живем и умираем.

Мысль о преполовении Великого Поста невольно заставляет задуматься и спросить себя: в каком состоянии дошли мы до середины поприща святой Четыредесятницы. Простили ли обиды ближним, сокрушались и каялись ли о своих многочисленных грехах вслед за покаянным голосом, звучавшим в каноне святого Андрея Критского.
Молясь у подножия Животворящего Креста Господня, Церковь Христова просит подкрепить наши ослабевающие духовные силы, потому что Святое Древо – это наша помощь на очистительном пути, оно есть для падших – восстание, для праведных – утверждение, для немощных – опора и руководство в совершенстве.

Искупительная сила Жертвы Христовой, принесенной на Голгофе, распространяется на весь человеческий род и на все времена. По слову святителя Иоанна Златоуста, Господь «принесся единожды и довлеет навсегда» (ЖМП 1973, № 9, с. 30), потому что, по учению святого Кирилла Иерусалимского, «Умирающий за нас был не просто человек, не Ангел только, но вочеловечившийся Бог».

Святитель Феофан Затворник говорит: «Перед Крестом, который износится для поклонения, надо ощутить великую силу. Христос Крестом примирил нас с Богом, через Крест низвел на нас дары благодатные и все небесные благословения» (Слова. М., 1985, с. 185).

Крестом Господним осмысленно наше существование, указана цель нашего бытия. В жертвенном подвиге Богочеловека – в Его любви к отцу Небесному и к человеку – нам указан смысл и цель нашей жизни. Этот смысл и цель – в готовности служить Богу и людям, в готовности положить душу свою за других. «Больше сея любви никтоже имать, да кто же душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13), — говорит Господь.

Будем, братья и сестры, поклоняться Животворящему Кресту с верою в спасительную, благодатную его силу, припадем к нему с молитвой, с сокрушенным сердцем и умиленною душею, исполненными искреннего покаяния в грехах.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Аминь

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.