Проповедь в день юбилейных торжеств по случаю 250-летия со дня освящения храма в честь святого блаженного Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого

Ваше Высокопреподобие!

                                   Всечестные отцы, возлюбленные о Христе братья и сестры!

«Дивен Бог во святых Своих!»

Сегодня мы вспоминаем историю родного Кузбасса: освящение в 1762 году первого храма в честь святого Прокопия Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца.

Крупный город Прокопьевск, по церковному преданию, своим наименованием обязан Прокопию Устюжскому, как своему покровителю. Кроме того, это первый святой Русской Православной Церкви, который почитается в связи с необыкновенным и трудным подвигом юродства во Христе.

Более семи веков отделяет нас от времени, когда окончил свои земные подвиги великий угодник Божий святой Прокопий, Христа ради юродивый. Родом Прокопий был варяг и богатый купец. Будучи в Новгороде по делам торговым, он пленился благолепием церквей и обрядов православного богослужения. Оставив приехавших с ним товарищей и все привезенные товары, он удалился в Устюг, где принял на себя подвиг юродства. Здесь нашел себе сподвижника в лице преподобного Киприана, основателя Архангельского монастыря в Устюге. Днем ходил Прокопий по городу, претерпевая поругания и насмешки, а ночью молился у дверей церковных. Богобоязненные люди приносили ему пищу. Он охотно принимал от них милостыню, но отвергал всякое подаяние от беззаконных и распутных граждан. Молитвами Прокопия как чудотворца Устюг был спасен от прямого падения на город метеорита. Однажды, увидев в Устюге некую трехлетнюю отроковицу Марию, Прокопий поклонился ей до земли, сказав: «Се грядет матерь великаго и святаго мужа». Пророчество блаженного Прокопия сбылось: от нее родился просветитель Перми, святой епископ Стефан. Скончался блаженный Прокопий 8 июля 1303 года у врат Архангельского монастыря, в этот день выпал обильный снег. Канонизация и празднование его установлены на Московском Соборе 1547 года.

Жизнь святого блаженного Прокопия помогает нам узнать о важных и чрезвычайно необходимых для спасения людей истинах. В Священном Писании есть удивительные слова Самого Господа: сила Моя в немощи совершается. Такие слова многим непонятны. Почему Божия сила совершается в человеческой немощи? Пример святого блаженного Прокопия дает понимание того, почему и как сила Божия является в человеческой немощи. Юродивый Христа ради явил как бы олицетворение этой немощи: он был материально бедным человеком — у него не было собственного дома, не было семьи, благополучия, не было никаких возможностей влиять на окружающий ее мир. Он мог быть только предметом милосердия и снисхождения со стороны других людей. Но святой Прокопий был не объектом человеческого снисхождения, а стал силой, помогавшей людям куда более благополучным и состоятельным, чем он.

Возникает очень важный вопрос — всякая ли немощь являет силу Божию? Всякая ли человеческая слабость является вместилищем Божественной силы? Достаточно пристально посмотреть вокруг нас — ведь мы видим многих слабых личностей, нищих, бедных людей, спившихся, без определнного места проживания, которые также являют человеческую слабость. Почему же через этих людей не является Божия сила? Значит, сама по себе слабость не становится условием проявления Божественной силы, требуется еще нечто, чтобы в слабости человеческой воссияла Божественная сила.

С другой стороны, мы знаем из истории Церкви людей сильных, богатых, властных — например, таких как святой благоверный князь Александр Невский, который был и главой государства, и полководцем, и человеком не бедным, и даже физически отличавшимся великой силой, но ведь в его жизни тоже явилась сила Божия. Как же понимать нам слова Господа сила моя в немощи совершается? Пример жизни святого Прокопия помогает нам ответить на этот важный для дела нашего спасения вопрос. Сила Божия сильнее всякой человеческой силы. Когда человек слаб, когда он болен, когда он беден, когда он лишен власти, то у него нет той силы человеческой, опираясь на которую он бы мог прокладывать себе жизненный путь, восходить от силы к силе, обретать больше материальных благ и больше власти — он лишен такой возможности. Перед таким человеком стоит дилемма — либо он, оставаясь наедине со своей слабостью, закрывает свое сердце перед Богом, ожесточается, ропщет на Бога, злится на людей, ненавидит мир. Как бы наслаждаясь этой своей слабостью назло другим, несчастный по жизгни шокирует всех своим поведением, становясь человеком асоциальным, опасным для других. Напротив, сознавая, что нет сил подняться самому, иметь то, что хотелось бы иметь, человек со смирением принимает такое свое положение и открывает себя полностью навстречу Богу. Он как бы говорит себе: «Господи, у меня нет никаких сил, я ничего не могу, но я верю в Тебя, я люблю Тебя, помоги мне!»

Тогда силой такого немощного человека становится сила Божия. Слабому, немощному легче ведь осознать ограниченность своих человеческих возможностей, потому что сильный и богатый в первую очередь на свою силу и богатство полагается — они вот, рядом, протяни руку, и вот эта сила, вот это богатство. Где же Божественная сила? Ее ведь еще разглядеть надо, а на это нужно время, на это нужен некий духовный внутренний подвиг, внутреннее делание. Зачем все это, когда и сила, и власть под рукой, и можно многое купить, можно многого достичь, можно многое сделать?

Однако важно отметить, что и богатый человек способен привлекать силу Божию. Многие святые угодники и упомянутый ныне благоверный князь Александр Невский и множество других умели одно отделять от другого, умели видеть ограниченность человеческой силы и власти. Они поняли, что человеческая сила есть прах и пепел пред Богом. Несмотря на окружающий их почет, атрибуты власти, материальный достаток, они также открывали навстречу Богу свое сердце, сознавая, что сила Божия в немощи совершается. Они являли человеческую немощь пред Богом как отсутствие гордости, самонадеянности, тщеславия, всего того, что сопровождает чаще всего жизнь и внешний человеческий успех того, кто имеет власть и материальное богатство.

Житие святого Прокопия, Христа ради юродивого помогает нам понять, как мы должны жить в условиях богатства и немощи. Его жизнь свидетельствует каждому, что самое главное ? это наша способность через веру горячую открыть свое сердце Господу. Пустить Бога в свое сердце, потеснив собственный эгоизм, свое упование на человеческую силу. Блаженный призывает явить Богу в смирении свою немощь, в свободной покорности вручить свою волю, подчинив Божественной воле свои человеческие стремления.

Пусть пример святого Прокопия Устюжского поможет нам отделить истину от лжи, путь спасения от пути погибели, подлинную силу от ложной силы, человеческой, которая по сути является той слабостью, которая никогда не привлекает силы Божией.

Поздравляю всех жителей и православных этого места с праздником освящения храма! В этот замечательный день от всей души желаю Вам  здоровья, успехов и благополучия!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.